Методичка гераниной. Методичка гераниной Не красуйся наружностью а будь

Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак (Диоген Лаэрций. 1. 13). По всей вероятности, мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении, а остальные снискали имя “мудрецов” за свои политические заслуги. Семи мудрецам приписываются многочисленные изречения. Предание донесло следующие изречения Фалеса:

Старше всех вещей - Бог, ибо он не рожден.

Прекраснее всего - Космос, ибо он творение Бога.

Больше всего - пространство, ибо оно вмещает все.

Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает все.

Быстрее всего - мысль, ибо она бежит без остановки.

Сильнее всего - необходимость, ибо она одолевает всех.

Его спросили, может ли человек тайком от богов совершить беззаконие. Фалес ответил: “Не только совершить, но и замыслить не может”. На вопрос, что трудно, он ответил: “Знать себя”. “Что легко?” - “Наставлять другого”. “Что всего слаще?” - “Успех”. “Что есть божество?” - “То, у чего нет ни начала, ни конца”. “Какую невидаль довелось увидеть?” - “Тирана, дожившего до старости”. “Как легче всего переносить несчастье?” - “Если видишь, что врагам приходится еще хуже”. “Как нам прожить самую лучшую и самую праведную жизнь?” - “Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других”. На вопрос, кто счастлив, ответил: “Кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан”. Он говорил:

Какие взносы внесешь родителям - такие взымай с детей.

Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами.

Не наживай богатства нечестным путем.

Находясь у власти, управляй самим собой.

Где порука, там беда.

Не множество слов доказывает рассудительность мнения.

Изречение Бианта:

Бери убеждением, а не силой.

Изречения Периандра:

Бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру.

В удаче будь умерен, в беде - рассудителен.

Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов.

Изречения Хилона:

Ничего слишком; все хорошо в меру.

Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчает один раз,

второе будет огорчать всегда.

Если у тебя крутой нрав, проявляй спокойствие, чтобы тебя скорее

уважали, чем боялись.

Язык твой пусть не обгоняет ума.

Не желай невозможного.

Изречение Питтака:

Трудно быть добрым.

Изречения Клеобула:

Будь любослух, а не многослов.

В достатке не заносись, в нужде не уничижайся.

Изречения Солона:

Избегай удовольствия, рождающего страдания.

Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак (Диоген Лаэрций. 1. 13). По всей вероятности, мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении, а остальные снискали имя "мудрецов" за свои политические заслуги. Семи мудрецам приписываются многочисленные изречения. Предание донесло следующие изречения Фалеса:

Старше всех вещей - Бог, ибо он не рожден.

Прекраснее всего - Космос, ибо он творение Бога.

Больше всего - пространство, ибо оно вмещает все.

Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает все.

Быстрее всего - мысль, ибо она бежит без остановки.

Сильнее всего - необходимость, ибо она одолевает всех.

Его спросили, может ли человек тайком от богов совершить беззаконие. Фалес ответил: "Не только совершить, но и замыслить не может". На вопрос, что трудно, он ответил: "Знать себя". "Что легко?" - "Наставлять другого". "Что всего слаще?" - "Успех". "Что есть божество?" - "То, у чего нет ни начала, ни конца". "Какую невидаль довелось увидеть?" - "Тирана, дожившего до старости". "Как легче всего переносить несчастье?" - "Если видишь, что врагам приходится еще хуже". "Как нам прожить самую лучшую и самую праведную жизнь?" - "Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других". На вопрос, кто счастлив, ответил: "Кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан". Он говорил:

Какие взносы внесешь родителям - такие взымай с детей.

Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами.

Не наживай богатства нечестным путем.

Находясь у власти, управляй самим собой.

Где порука, там беда.

Не множество слов доказывает рассудительность мнения.

Изречение Бианта:

Бери убеждением, а не силой. Изречения Периандра:

Бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру.

В удаче будь умерен, в беде - рассудителен.

Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов.

Изречения Хилона:

Ничего слишком; все хорошо в меру.

Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчает один раз,

второе будет огорчать всегда.

Если у тебя крутой нрав, проявляй спокойствие, чтобы тебя скорее

уважали, чем боялись.

Язык твой пусть не обгоняет ума.

Не желай невозможного.

Изречение Питтака:

Трудно быть добрым.

Изречения Клеобула:

Будь любослух, а не многослов.

В достатке не заносись, в нужде не уничижайся.

Изречения Солона:

Избегай удовольствия, рождающего страдания.

Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть.

Научившись подчиняться, научишься управлять.

О тайном догадывайся по явному.

Никогда не слишком .

1 Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 91-93, 103- 104.

§ 3. О семи мудрецах

Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак (Диоген Лаэрций. 1. 13). По всей вероятности, мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении, а остальные снискали имя “мудрецов” за свои политические заслуги. Семи мудрецам приписываются многочисленные изречения. Предание донесло следующие изречения Фалеса:

Старше всех вещей - Бог, ибо он не рожден.

Прекраснее всего - Космос, ибо он творение Бога.

Больше всего - пространство, ибо оно вмещает все.

Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает все.

Быстрее всего - мысль, ибо она бежит без остановки.

Сильнее всего - необходимость, ибо она одолевает всех.

Его спросили, может ли человек тайком от богов совершить беззаконие. Фалес ответил: “Не только совершить, но и замыслить не может”. На вопрос, что трудно, он ответил: “Знать себя”. “Что легко?” - “Наставлять другого”. “Что всего слаще?” - “Успех”. “Что есть божество?” - “То, у чего нет ни начала, ни конца”. “Какую невидаль довелось увидеть?” - “Тирана, дожившего до старости”. “Как легче всего переносить несчастье?” - “Если видишь, что врагам приходится еще хуже”. “Как нам прожить самую лучшую и самую праведную жизнь?” - “Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других”. На вопрос, кто счастлив, ответил: “Кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан”. Он говорил:

Какие взносы внесешь родителям - такие взымай с детей.

Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами.

Не наживай богатства нечестным путем.

Находясь у власти, управляй самим собой.

Где порука, там беда.

Не множество слов доказывает рассудительность мнения.

Изречение Бианта:

Бери убеждением, а не силой.

Изречения Периандра:

Бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру.

В удаче будь умерен, в беде - рассудителен.

Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов.

Изречения Хилона:

Ничего слишком; все хорошо в меру.

Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчает один раз, второе будет огорчать всегда.

Если у тебя крутой нрав, проявляй спокойствие, чтобы тебя скорее уважали, чем боялись.

Язык твой пусть не обгоняет ума.

Не желай невозможного.

Изречение Питтака:

Трудно быть добрым.

Изречения Клеобула:

Будь любослух, а не многослов.

В достатке не заносись, в нужде не уничижайся.

Изречения Солона:

Избегай удовольствия, рождающего страдания.

Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть.

Научившись подчиняться, научишься управлять.

О тайном догадывайся по явному. Никогда не слишком(1).

(1) Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.4. 1.С.91-93, 103-104.
Обратно в раздел

Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Они рассматривали человека как микрокосм - миниатюрную копию огромного космоса (макрокосма), в которой представлены все силы Вселенной. Между природой, человеком и социальным миром существует некая гармония, и удовлетворение потребностей не должно нарушать ее. Так, первый греческий философ - Фалес из Милета (ок.625 г. - ок.547 г. до н.э.) говорил, что счастлив тот, “кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан”. Из других высказываний Фалеса видно, что он стремился научить индивида разумному поведению в человеческом сообществе, умению сочетать личные и общественные интересы, не удовлетворять индивидуальные потребности в ущерб согражданам. В этом греческие мыслители солидарны с авторами Ветхого и Нового Заветов, тоже пытавшимися сформулировать нравственные нормы и правила поведения, примиряющие интересы членов сообщества. Фалес учил, например: “Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами”, “Не наживай богатства нечестным путем”, “Да не настроит тебя никакой слух против тех, кому ты доверяешь”, “Какие взносы внесешь родителям - такие взимай с детей”. Эти нравственные нормы и поучения по своему содержанию похожи на заповеди Ветхого Завета и учение о смертных грехах.

Мыслители Древней Греции обозначили основные мировоззренческие проблемы, возникающие при формировании потребностей. Основоположник материалистического направления в западной философии Демокрит из Абдер (род. ок.460 г. до н.э., дата смерти неизвестна) обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных. “Насколько умнее человека животное, которое, имея потребность, знает размеры ее! - восклицал он. - Человек же не знает границ своих потребностей”. Тут возвышение потребностей явно рассматривается как недостаток человека. Демокрит одним из первых стал доказывать, что для достижения счастья необходима не безудержная погоня за удовольствиями, а контроль над своими потребностями, разумное ограничение желаний: “Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным”, “Неумеренное желание свойственно ребенку, а не зрелому мужу”, “Сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь одного, делают душу слепой по отношению ко всему прочему”, “Ибо у людей хорошее расположение духа возникает от умеренности в наслаждении и гармонической жизни. Недостаток же и излишество обыкновенно переходят друг в друга и причиняют душе сильные потрясения. А те души, движения которых совершают колебания между большими противоположностями, не суть ни спокойны, ни радостно настроены. Поэтому должно направлять свои помыслы на возможное и довольствоваться тем, что есть, не думая о, тех, кому люди завидуют и удивляются, и не обращать на них внимания. Напротив, обращать внимание должно на тех, кто ведет бедственную жизнь, и должно ярко представлять себе те бедствия, которые они претерпевают, для того, чтобы твое нынешнее положение и состояние казались тебе значительными и достойными зависти и чтобы более не приходилось твоей душе страдать из-за желания иметь большее”. В приведенных цитатах речь идет, по существу о механизмах психологической защиты от социального расслоения и социальной несправедливости, от связанной с ними фрустрации потребностей. Греческий философ предлагает способ противодействия разрушению человеческой личности, возникающему из-за неудовлетворенности (или из-за ощущения неудовлетворенности) материальных потребностей.

Неумеренной погоне за материальными благами древние мыслители противопоставляли стремление к благам духовным. “Людям следует больше заботиться о душе, чем о теле”, - утверждал Демокрит. По сохранившимся свидетельствам, он высоко ценил потребность в познании и утверждал, что скорее “предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол”.

Античные мыслители считали материальные потребности менее; важными, чем духовные. Это относилось и к материальной трудовой; деятельности - зарождавшемуся инженерному, техническому творчеству. Материальный труд считался уделом рабов - низшего класса общества, который невозможно сравнивать со свободными аристократами. Чего стоит одно только рассуждение крупнейшего ученого Древней Греции Аристотеля (384-322 г. до н.э) об орудиях труда. Согласно его классификации, орудия труда делятся на три типа: неодушевленные (например, сельскохозяйственный инвентарь), одушевленные (сельскохозяйственные животные) и говорящие - рабы. Раб не рассматривался как человеческая личность, и его род занятий - физический труд - считался для свободного человека унизительным. Поэтому никаких догадок о физическом труде как универсальной потребности любого человеческого организма у греков не было. В то же время материальное преобразование человеческого тела с помощью спорта, гимнастики было важнейшей потребностью греков, отличавшей их от многих современных им народов и от последователей христианства. Культ тела, физической силы порождал потребности в спортивных сооружениях, соревнованиях, постоянном физическом совершенствовании.

Положение в обществе рабов заслуживает особого внимания. Это первая в истории человечества большая социальная группа (класс), которая существовала в условиях жесткого ограничения и дозирования потребления. Первоначально даже право на жизнь для раба не было гарантировано. Затем произошла дифференциация этого класса: появились рабы, занятые примитивным трудом, и те, кто выполнял более сложные организационные и руководящие функции. Это разделение привело к дифференциации в возможностях удовлетворения потребностей рабов. Главным способом воздействия на раба (помимо простого физического насилия) было удовлетворение или неудовлетворение его потребностей - как материальных, так и духовных. Греческий философ Ксенофонт писал: “Людей можно сделать послушными и словом, указывая, что повиновение для них полезно. Для рабов же и такое воспитание, которое кажется чисто животным, весьма подходит, чтобы научить их повиноваться. Ибо, угождая влечениям их желудка, можно многого от них добиться. На честолюбивые натуры хорошо действует похвала, так как некоторые жаждут похвалы не меньше, чем другие пищу и питье”. Удовлетворение простейших физиологических потребностей рассматривалось как основная форма вознаграждения за рабский труд: “Для раба вознаграждением служит получаемая им пища”, “Рабам, приставленным к более благородным занятиям, нужно оказывать внимание, а рабов, занимающихся низким трудом, вдоволь кормить”, “Охоту к труду можно вызвать также более свободным режимом, более свободной мерой пищи и одежды”, “Начальников следует поощрять наградами и стараться, чтобы они имели рабынь для сожительства, от которых у них были бы дети”. Таким образом, дозирование степени удовлетворения биологических и социальных потребностей служило в условиях рабства эффективным механизмом управления трудом.

Первая классификация человеческих потребностей была дана последователем Демокрита - древнегреческим атомистом Эпикуром (341-270 г. до н.э.). “Надо принять во внимание, - писал он, - что, желания бывают одни - естественные, другие - пустые, и из числа естественных одни - необходимые, а другие - только естественные; а из числа необходимых одни - необходимы для счастья, другие - для спокойствия тела, третьи - для самой жизни”. Похожей классификацией фактически пользуются и современные ученые. В самом, деле, Эпикур сначала делит все потребности (которые он называет “желаниями”) на разумные (“естественные”) и неразумные (“пустые”). Затем разумные разделяются на необходимые и не являющиеся необходимыми. Необходимые, в свою очередь, разделены на необходимые для счастья, необходимые для человека как живого организма (тела) и, наконец, насущные (т.е. абсолютно необходимые, без удовлетворения которых жизнь в принципе невозможна). Данная классификация в основном соответствует современному учению о потребностях, которые принято подразделять на насущные (по Эпикуру необходимые для самой жизни) и ненасущные (по Эпикуру - необходимые для счастья и необходимые для тела).

3) поиск первоначала, породившего все сущее;

4) повышенное внимание к проблемам человека;

5) недискуссионный характер философских учений.

В 2. Расположите античные философские школы в порядке их возникновения:

1) пифагорейская школа;

2) милетская школа;

3) элейская школа;

4) школа Анаксагора;

5) школа софистов.

В 3. Установите соответствие между философскими школами античности и их представителями.

В 4. Способ рассмотрения многообразия мира, исходя из единого начала, основы – это …

В 5. Возникновение какой школы завершает досократический

С 1. Напишите эссе на основе одной из фраз древнегреческого философа Фалеса:

1) «Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами» 10 .

2) «Да не настроит тебя никакой слух против тех, кому ты доверяешь» 11 .

3) «Какие взносы внесешь родителям – такие взимай с детей» 12 .

11 Там же. С. 103.

12 Фрагменты ранних древнегреческих философов. С. 103.

С 2. Древнегреческий философ Фалес писал: «Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего – мир, ибо он творение бога. Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все. Быстрее всего – ум, ибо он обегает все.

Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует всем. Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все»13 .

Как вы бы ответили на данные вопросы? Аргументируйте и прокомментируйте ответы Фалеса.

13 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / ред. тома и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; пер. М.Л. Гаспарова. 2-е изд. М. :

Мысль, 1986. С. 65.

Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Вариант 1

А 1. Данный философ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

1) Сократ;

2) Платон;

3) Антисфен;

4) Теофраст;

5) Клеарх.

А 2. Данный философ был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло есть порок и совершается из-за незнания.

1) Сократ;

2) Аристотель;

3) Теофраст;

4) Платон;

5) Антисфен.

1) общение с собеседником с целью обретения знаний;

2) общение с применением логических приемов, наводящих вопросов с целью нахождения истины;

3) беседа «о жизни»;

4) ироничное подтрунивание;

5) общение с целью введения собеседника в заблуждение.

А 4. Большинство произведений данного философа написано в форме диалога.

1) Платона;

2) Аристотеля;

3) Теофраста;

4) Диогена Синопского;

5) Крантора.

А 5. Данный философ выдвинул план идеального «государства будущего».

1) Платон;

2) Аристотель;

3) Теофраст;

4) Диоген Синопский;

5) Крантор.

А 6. Как называлось учебное заведение, основанное Платоном?

1) Академия;

2) Ликей;

3) Школа;

4) Университет;

5) Институт.

А 7. Данный философ внес существенный вклад в развитие логики, дал понятие дедуктичного метода, обосновал систему силлогизмов.

1) Аристотель;

2) Платон;

3) Теофраст;

4) Диоген Синопский;

5) Крантор.

А 8. Древнегреческий философ, который дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека:

1) Аристотель;

2) Платон;

3) Теофраст;

4) Диоген Синопский;

5) Крантор.

А 9. Данный философ выделил десять философских категорий, которые отвечают на вопрос о бытии.

1) Аристотель;

2) Платон;

3) Теофраст;

4) Диоген Синопский;

5) Крантор.

А 10. Данный философ считал, что человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от животных наличием мышления и разума.

1) Аристотель;

2) Платон;

3) Теофраст;

4) Диоген Синопский;

5) Крантор.

В 1. Укажите произведения Платона:

1) «Апология Сократа»;

2) «Парменид»;

3) «Горгий»;

4) «Федон»;

5) «Государство»;

6) «Законы».

В 2. Укажите основные положения идеалистического учения Платона:

1) весь мир является отображением чистых идей (эйдосов);

2) любая вещь − лишь материальное отображение первоначальной идеи данной вещи;

3) окружающий мир временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

4) материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

5) реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы).

В 3. На какие сословия делил Платон все население государства (полиса)?

1) философы;

2) политики;

3) воины;

4) крестьяне и ремесленники;

5) учителя.

В 4. Перечислите произведения Аристотеля:

1) «Органон»;

2) «Физика»;

3) «История животных»;

4) «Политика»;

5) «Метафизика».

В 5. Какие виды души выделил Аристотель?

1) Растительная душа;

2) животная;

3) разумная;

4) биологическая;

5) субъективная.

Напишите эссе на основе одной из фраз:

1) «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ);

2) «Знание – добродетель» (Сократ);

3) «Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость» 14 (Платон);

4) «Все люди от природы стремятся к знанию» 15 (Аристотель);

5) «Удивление побуждает людей философствовать» 16 (Аристотель).

Вариант 2

А 1. Аристотель утверждал, что «человек – по природе [сущест-

во] …»17 :

14 Платон. Законы // Собрание сочинений: в 4 т. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч.

А.А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1994. Т. 4. С. 180.

15 Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4 т. / ред. В.Ф. Асмус. М. : Мысль, 1976.

16 Там же. С. 69.

17 Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.И. Доватура. М. : Мысль, 1983. Т. 4. С. 63.

1) общественное;

2) трудолюбивое;

3) общежительное;

4) любвеобильное;

5) умное.

А 2. Наилучшей формой государства, по Аристотелю 18 , являет-

1) монархия;

2) тирания;

3) аристократия;

4) олигократия;

5) полития.

А 3. Философская система Платона получила название:

1) субъективный идеализм;

2) деизм;

3) объективный идеализм;

4) материализм;

5) просвещенный абсолютизм.

А 4. Труд Аристотеля, в котором были изложены первоосновы формальной логики, называется:

1) «Метафизика»;

2) «Никомахова этика»;

3) «Поэтика»;

4) «Физика»;

5) «Органон».

А 5. Свои философские рассуждения, взгляды на бытие и познание Аристотель объединил в трактате под названием:

1) «Метафизика»;

2) «Никомахова этика»;

3) «Поэтика»;

4) «Физика»;

5) « Органон».

А 6. Основателем этики в западноевропейской философии счи-

18 Аристотель. Сочинения: в 4 т. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.И. До-

ватура. М. : Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.

1) Платон;

2) Сократ;

3) Аристотель;

4) Диоген Синопский;

5) Крантор.

А 7. Продолжите фразу Аристотеля из его работы «Никомахова этика» 19 : «Всякое искусство и всякое учение, а равный образом поступок (praxis) и сознательный выбор, как принято считать, стремятся к определенному …»:

1) добру;

2) уровню;

3) благу;

4) этапу;

5) знанию.

А 8. С чем Платон отождествлял понятие «небытие»?

1) с материей;

2) идеями;

3) пустотой;

4) бестелесными видами;

5) бытием.

А 9. Имя какого философа стало нарицательным и служит синонимом мудрости?

1) Платона;

2) Сократа;

3) Аристотеля;

4) Диогена Синопского;

5) Крантора.

А 10. Переворот в переоценке философских взглядов осущест-

1) Платон;

2) Сократ;

3) Аристотель;

4) Диоген Синопский;

5) Крантор.

19 Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. М. : Мысль, 1983. Т. 1. С. 54. 18

В 1. Установите соответствия между именами мыслителей и их трудами.

В 2. Аристотель в работе «Метафизика»20 установил, что существует четыре основных начала, или четыре основные причины: материя; форма; причина движения; цель. На примере возведения дома установите соответствия между этими основными причинами и составляющими строительства.

Составляющие строительства

А. Назначения дома

Б. Деятельность строителя

Причина движения

В. План дома

Г. Кирпичи

В 3. Распределите этапы сократического метода:

определение;

индукция;

майевтика;

добродетель.

В 4. Какие работы Аристотеля посвящены вопросам логики?

1) «Первая аналитика», «Вторая аналитика»;

2) «Топика»;

3) «О душе»;

4) «Об истолковании»;

5) «Категории».

В 5. Какие основные добродетели указывал Сократ?

1) сдержанность;

2) любовь к близкому;

20 Аристотель. Метафизика // Сочинения: в4 т. М. : Мысль, 1976. Т. 1. 550 с.

3) мужество;

4) дружбу;

5) справедливость.

С 1. Аристотель говорил об учении: «Корни его горьки, но плоды сладки».

«Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении».

На вопрос, какая разница между человеком образованным и необразованным, он ответил: «Как между живым и мертвым»21 .

Прокомментируйте каждое из высказываний.

С 2. «Платон мой друг, но истина дороже», – так сказал Аристотель о своем учителе. В чем не согласился ученик со своим учителем? Ответ аргументируйте.

21 Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 193.


Top