История создания поэмы блока двенадцать презентация. Презентация на тему ""Двенадцать" А. Блок". Исторические и политические предпосылки создания поэмы

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Презентацию на тему "Поэма А.А. Блока «Двенадцать»" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» Литература 11 класс

Слайд 2

Слайд 3

Эпоха А.А.Блока В XX веке Россия прошла через множество испытаний: государственные перевороты, смена режима власти, революция за революцией… Неспокойное время диктовало свои условия и требовало изменений в общественной и политической жизни. За решение многих насущных бралась "властительница дум" – литература. Талантливые поэты XX века относились к революции по-разному. Одни не принимали ее и покидали родные края, а другие оставались и жаждали перемен к лучшему. Александр Блок уверял, что необходимо слушать революцию всем сердцем и сознанием, для него она – "музыка, которую имеющий уши должен услышать".

Слайд 4

История создания поэмы "Двенадцать" Произведение написано после февральской и октябрьской революции в 1918 г. Поэма складывалась у поэта очень быстро, ведь он писал ее, находясь в предвкушении перемен. Сначала он написал отдельные строфы, а потом собрал их в единую композицию. Любопытно, что поэма выросла всего с нескольких слов ("уж я ножичком полосну, полосну"), за которыми мгновенно появились 8 строф. Стояли вьюжные январские дни, и это настроение поэт пронес через все свое произведение. Поэма Блока могла и не сохраниться до наших дней, т.к. автор в предсмертном бреду потребовал, чтобы жена Любовь Менделеевна сожгла ее, но она этого не сделала. А.А.Блок стал врагом народа и поэтов, за что Николай Гумилев вынес ему приговор: служба Антихристу, вторичное распятие Христа и расстрел государя.

Слайд 5

Содержание поэмы "Двенадцать" События происходят зимой в Петрограде. Веет вьюга, слышны крик, визг. По ночному городу движется отряд из 12 красноармейцев – так называемых борцов со старым миром, которые беспощадно стреляют и все уничтожают на своем пути. Один из них, чувственный Ванька, убивает свою подругу Катьку и переживает ее смерть, но товарищи приказывают ему собраться с силами: "не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой". Отряд предупреждает граждан о предстоящем грабеже. Они забывают о Боге, шествуют "без имени святого" и молящемуся Петьке напоминают, что на нем уже есть "кровь девки", а значит, ему не следует ожидать помощи господа. Однако в двенадцатой главе Он появляется: "В белом венчике из роз Впереди – Исус Христос". Кто это – спаситель или губитель, – Блок ответа не дает, поэтому смысл финала поэмы "Двенадцать" трактуется по-разному.

Слайд 6

Образ Христа в поэме "Двенадцать" Появление Христа в финале – явление неожиданное, поскольку в Святую Русь уже пальнули несколько раз и сняли крест. Существеут несколько догадок образа Христа: 1 – Иисус возглавляет отряд красногвардейцев и ведет их в новый мир – преступники стали святыми. 2 – 12 - это и есть апостолы, шествующие революционным шагом под предводительством Петра. 3 – Михаил Волошин уверяет, что образ Христа в поэме "Двенадцать" не спасает отряд, а, напротив, пытается сам от него скрыться. 4 – Павел Флоренский обратил внимание на изменения в имени Иисус - у Блока он "Исус". Отряд возглавляет антихрист, который также всемогущ, неуязвим "и за вьюгой невидим".

Слайд 7

Композиция поэмы "Двенадцать" "Двенадцать" – ответ на услышанную Блоком музыку революции, и музыкальность произведения достигается четким ритмом. Поэма состоит из двенадцати разных по форме частей, которые связаны между собой и составляют единое целое. Если проводить анализ поэмы "Двенадцать", можно выявить многоточия между строфами, которые вставлены редакторами после публикации - очевидно, цензоры посчитали нужным опустить некоторые места. В определенных моментах повествовательная часть уходит на второй план, и действия описываются в диалогах и монологах. Рифма непостоянная, а в отдельных эпизодах ее вовсе нет, нередко действие перебивает стрельба – "трах-тах-тах!" Композиция поэмы кольцевая.

Слайд 8

Язык поэмы "Двенадцать" У самого яркого символиста XX века - Александра Блока - наступил переломный момент в творчестве. Блок писал поэму в порыве ожиданий, страстей и собирал городской фольклор, не оставляя без внимания даже просторечья и бранную лексику. Фраза "Шоколад Миньон жрала" принадлежит Любови Менделеевой. Катя у Блока - "толстоморденькая", фонарь – "елекстрический", юнкеры – "юнкерье", а Русь – "толстозадая". Автор великолепно передал колорит уличной жизни. В поэме "Двенадцать" можно выявить и крылатые фразы. Строфа "...Ветер, ветер – на всем божьем свете!" вскоре стала пословицей.

Слайд 9

Символы и образы поэмы "Двенадцать" Цифра 12 является олицетворением космического порядка и встречается в европейской, китайской, ведической и языческой культурах. 12 – это количество апостолов Иисуса, 12 плодов духа, 12 колен Израилевых; в основании Святого Града лежало 12 врат и камней, что тоже очень символично. По 12 часов длятся день и ночь, 12 месяцев в году. В Древней Греции и Риме именно такое количество основных богов восседало на Олимпе. 12 – цифра поистине необычная и загадочная, но сам Блок предупреждал, что поэма очень символична, и любой символ и намек можно трактовать по-разному. Возможно, смысл этого числа в поэме очень реалистичен, поскольку в момент революции красногвардейские патрули действительно насчитывали по 12 человек.

Слайд 10

Двоемирие поэмы "Двенадцать" Два мира в произведении: противостояние былого и нового времени – главная тема поэмы "Двенадцать". Блок видел в революции "избавление от духовного болота" и свято верил, что рано или поздно это должно произойти. Старому миру с его устоями не суждено было долго существовать – ради перемен общество готово приносить жертвы. Поэма начинается с метели, которая и является образом переворота. "Ветер, ветер – на всем божьем свете!" - против этого ветра перемен, который будто охватил не только Россию, а весь мир, не каждый может устоять. Двенадцать красноармейцев идут сквозь метель, не боясь ничего. Старый мир бессилен перед грядущим новым, а предвестники революции - такие же неуправляемые и неудержимые.

Слайд 11

Вопросы по поэме "Двенадцать" 1.В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока "Двенадцать"? 2.Объясните значение образов-символов в поэме А. Блока "Двенадцать". 3.Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока "Двенадцать"? 4.Каково, на ваш взгляд, значение образа Христа в поэме А. Блока "Двенадцать"? 5.К какому художественному направлению относится поэма А. Блока "Двенадцать"? 6. Что символизирует собой «поджавший хвост паршивый пес», «пес голодный», «пес безродный», «нищий пес голодный»?

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.



Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц. Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарной финальной фразы«…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…», Блок оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 года, полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать»:финальной Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь(чтобы заглушить его призывы к семейному порядку и православию)…Гогольправославию Сегодня я гений. (29 января 1918, А.А.Блок, записные книжки).А.А.Блок


3 марта 3 марта по новому стилю поэма «Двенадцать» была опубликована, что показательно, в газете эсеров«Знамя труда», а в мае впервые вышла отдельной книгой. Вот что писал о тонком внутреннем настрое Блока художник Юрий Анненков, первый иллюстратор поэмы «Двенадцать», весьма тесно общавшийся с поэтом именно в этот год.эсеров Знамя труда Юрий Анненковиллюстратор «…В годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. Мировой пожар казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был мировой оркестр народной души. Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. Ураган, неизменный спутник переворотов. И снова, и всегда Музыка. Музыка с большой буквы. Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра,- говорил Блок ещё в 1909 году. В 1917 году Блоку почудилось, что он её услышал. В ом, повторив, что дух есть музыка, Блок говорил, что революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать, и заверял интеллигенцию: Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию. Эта фраза была ровесницей поэмы Двенадцать.1917 стихийнойреволюциисамосудыпереворотов Музыка 1909 годуинтеллигенцию (Ю.П.Анненков, «Воспоминания о Блоке»).


«Поэма Двенадцать, пробила брешь в широкую толпу, ту толпу, которая никогда раньше Блока не читала. Поэму Двенадцать эта толпа опознала по слуху, как родственную ей по своей словесной конструкции, словесной фонетике, которую вряд ли можно было тогда назвать книжной и которая скорее приближалась кчастушечной форме. Несмотря на наступившее творческое молчание поэта, его популярность, благодаря уличной фонетике Двенадцати, росла со дня на день».фонетикечастушечной (Ю.П.Анненков, «Воспоминания о Блоке»).


Время создания поэмы В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января. 2 Поэма «Двенадцать» навеяна революционными событиями: последние месяцы 1917 и январь 1918 г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово. Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений».




Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать» «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета. Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. - Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор? Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.


Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме звучит эта музыка. Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот – проснется... Лютый враг (гл. 11).




Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Завивает ветер Белый снежок. Под снежком - ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка! Контраст чёрного и белого цвета. Чёрный вечер, Белый снег… («Белый снег» - символ чистоты и надежды) Но Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! Что символизирует «ледок»? 1 глава


Образ ветра -всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер, Ветер На всё божьем свете! «Ветер хлёсткий», он «гуляет», «свищет», «и зол и рад», «разыгралась чтой-то вьюга», «ох, пурга какая, спасе!» «Вьюга долгим смехом Заливается в снегах» 8 Образ ветра бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание», когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет». Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.


Персонажи 1-й главы. Старушка: образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как переметнулась через сугроб». Буржуй: «…на перекрёстке в воротник упрятал нос» Хлёсткий эпитет и оксю́марон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?» Вития: «А это кто? – Длинные волосы И говорит вполголоса: -Предатели! - Погибла Россия!» -оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или ирония.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке) Поп: «брюхо» «А вон долгополый – Сторонкой – за сугроб… Что нынче невесёлый, Товарищ поп? Барыня: «в каракуле» Бродяга: «сутулится» 9


Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически изображает старый мир? Какие художественные особенности использует автор в обрисовке старого мира? Эпитеты: длинные волосы, долгополый ирония: что нынче невеселый товарищ поп? Помнишь, как бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло брюхо на народ; Просторечная лексика: Поскользнулась и – бац - растянулась Только ли старый мир изображается сатирически? Как Вы понимаете следующие строчки? И у нас было собрание … Вот в этом здании … … Обсудили – Постановили: На время – десять, на ночь двадцать пять … И меньше - ни с кого не брать … (Это представительницы древнейшей профессии разрешают возникшие проблемы по примеру строителей новой жизни.)


2 глава – образ свободы без креста Во 2 главе на авансцену выходят 12. Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы Как они появляются в поэме? - на фоне многоголосия (обилие диалогов) - чёткий маршевый ритм - реплики анархического толка 11 … идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни … В зубах – цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Это городская беднота, бывшие каторжники. Их внешность олицетворяет духовный облик: Свобода, свобода, Эх, эх без креста! Они безбожники, слишком ясно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизнь, в которой,чтобы уцелеть,надо было стать такими.


Реплики 2 главы: Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та! Холодно, товарищи, холодно! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь… Эх, эх, без креста! Лозунги: Вперёд, вперёд, вперёд, Рабочий народ! (6) Товарищ! Гляди В оба! (10) Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! (2)


12 говорится о них как о потенциальных каторжниках. Их облик и повадки непривычны и даже отпугивают. «Словеса» изобилуют грубым просторечием и руганью, мысли и побуждения низменны: не без зависти говорят 12 о своём былом товарище, удачливом в житейских и любовных делах Ваньке. Новый мир, как и старый, не идеализирует. Не выпрямляет, не идеализирует своих героев.


Это внутренний, психологический портрет «товарищей», их коллективное сознание («наши», «мы»). Но это и размышление Блока о необходимости преодоления противоречия между внешним и внутренним. Чтобы революция оправдалась, мало спалить буржуев мировым пожаром. Надо, чтобы этот пожар был в крови. Но по старой привычке за благословением на этот шаг они обращаются к Господу.


4-7 главы – история Катьки За что убили Катьку? В чем ее вина? Фактически Катька является невинной жертвой: даже если считать, что ее вина перед революцией в том, что раньше она проводила ночки с красноармейцем Петрухой, а теперь с буржуем Ванькой, то не слишком ли сурово за такую вину наказание? – убийство без суда и следствия, а потом глумление над трупом? А Катька где? – Мертва, мертва! – Простреленная голова! Что Катька, рада?- ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!


Обратите внимание на нравственную оценку совершенного поступка. Петруха переживает потому, что Эту девку … любил Ночки черные, хмельные с этой девкой проводил. 7 глава Но переживания Петрухи лишены нравственной основы. Его товарищи не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживания. Их сочувствие Петрухи весьма своеобразно: в оказании моральной поддержки они пытаются обратить Петьку к великой идее революции: Что ты, Петька, баба что ль… Поддержи свою осанку! Над собой держи контроль! Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет время Нам, товарищ дорогой!


8 глава В 8 главке пустота души героя толкает его на вакханалию. «Скучно» – абсолютная внутренняя пустота. Когда нет духовного и душевного «содержания» своей жизни, то и чужая ничего не стоит. Эгоизм революционного своеволия социально направлен в «этажи», к буржуям. Однако кровное возмездие не принесло удовлетворения Петрухе. Нельзя заполнить пустую душу чужой кровью, и поэтому герой остается в прежнем состоянии. Композиционно главка закольцована словом «Скучно!» 8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть.


9 глава-буржуй на перекрестке сравнивается с голодным псом Начало главы – романс о декабристах. -Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой? - Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа? В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».


10 глава-вьюга усиливается… Перекресток заметает пурга, и в этой тупиковой ситуации Петруха, смущенный предложением буржуя, пытается опереться на прежние, привычные ценности: «Ох, пурга какая, спасе!» Спас – Спаситель – другое имя Иисуса Христа. «Товарищи» Петрухе возражают: - Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво – Али руки не в крови Из-за Катькиной любви?


11 глава Первая строфа утверждает свершившееся: И идут без имени святого Все двенадцать вдаль… Обратим внимание на слово «все». Они обрели единство, которое символизировано маршевым музыкальным ритмом. В этот момент внешние стихии утрачивают свою власть – «И вьюга пылит им в очи», – но движение вперед продолжается. К концу поэмы меняется и едва ли не окольцовывает ее мотив движения. Сопоставим три словосочетания: «Идут двенадцать человек»; «Идут без имени святого»; «Вдаль идут державным шагом». Изменилось внутреннее содержание движения? Безусловно. Державность – это исполнение государственной миссии. В этом исполнении они осознают свое предназначение. Выполнила революция свою задачу – «переделать все»? Да. Такой Блок ее «услышал» в январе 1918 года. А в реальности? В реальности она была более страшной, кровавой и сложной. Блок это скоро поймет: музыка звучать перестанет. - Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение?


12 глава В завершающей главе командные слова и интонации. «Товарищи» вступают в свои права и от слов переходят к «делу». Сюжет поэмы завершаются кровавой строфой: Трах-тах-тах! Трах-тах-тах… И многоточием, говорящем о продолжении кровопролития. Убив Катьку, они осознали свое право безнаказанно убивать других… Вот с этого-то момента и начинается реальная революция. Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.


Последняя строфа, завершающая поэму, многосмысленна. Во-первых, начавшись с отголоска маршевой интонации, она почти мгновенно ее утрачивает, и возникает напевная, молитвенная мелодия, личная мелодия Блока, возвращающая нас к его циклам «Снежная маска», «Фаина». Во-вторых, поэт в образах- символах высказал свое понимание исторического движения человечества: от «позади» к «впереди». Схематично его следует представить так: П 12 И.Х. « П » обозначает пса, прошлое во всех его проявлениях; дьявольское начало; двенадцать символизирует человечество, движущееся к Истине, Красоте, Добродетели, которые олицетворяются в христианстве Иисусом Христом. Пес и Христос – рифмуются. Если есть добро, то есть и зло. Но если « Пес » в композиции строфы поставлен рядом с идущими, то от Христа они отдалены громадным расстоянием – в двадцать значимых слов! Дойдут ли они до Него?


Случайно ли появление Христа в последней главе? Появление Христа нельзя считать неожиданным: начиная с первой строфы образ Творца постоянно присутствует в поэме. Вспомним, что изначально христианство- религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение- человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра… Без Него такой надежды быть не может. Наверное поэтому поэма заканчивается все-таки белым: «В белом венчике…»


Какое значение имеет образ Христа в поэме? 1. Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого». 2. Другие воспринимают этот образ как кощунство


Христос упомянут в поэме несколько раз. «Господи, благослови!» - восклицают революционеры, не верящие в Бога, но призывающие его благословить раздуваемый ими «мировой пожар». К Спасителю обращается и Петруха: « Ой, пурга какая, Спасе». И уже в заключительном эпизоде – явление Христа с кровавым флагом в руке. Эта концовка не давала покоя и самому Блоку: «Чем больше я вглядывался, тем явственнее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, именно Христос». Но Блок писал и том, что с красногвардейцами должен идти не Христос, а Другой. Кто же все-таки появляется в конце поэмы?


Кто там машет красным флагом? По-разному трактуется этот образ. М. Волошин, например, считал, что Христос преследуется красногвардейцами. И это преследование заканчивается стрельбой по нему. Можно предположить и другое: Христос здесь Спаситель грешных душ людей, заблудившихся в политическом мраке. Они не ведают, что творят. Вернуть их к Богу – назначение Христа. Как же тогда объяснить красный флаг в руке Христа? Блок по этому поводу высказывался неопределенно: «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». Поэт сказал все, что мог. В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.


Какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому» – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа. «Нет. Пушкина убила не пуля Дантеса, - скажет Блок, - его убило отсутствие воздуха, у него отняли тайную свободу». «Отсутствие воздуха» убило и Блока.


Таким образом, в революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее гибельные последствия. Приветствуя революцию как радикальный способ изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле.

Слайд 1

Тема урока: «Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Сложность ее художественного мира».
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей «Дубна» Шмидт Елена Ивановна

Слайд 2

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». А.А. Блок.

Слайд 3

Цель урока:
Воспитывать читательский вкус учащихся. Познакомить учащихся с новаторским поэтическим методом А.Блока. Показать реализацию этого метода через анализ художественной ткани произведения. Развить интерес учащихся к поэме А.Блока «Двенадцать» и помочь творчески осмыслить ее. Привлечь к углубленной работе с текстом. Закрепить полученные на уроке знания при помощи творческого домашнего задания.

Слайд 4


Полиметрия – (греч. «poly» - много; «metreō» - мерю, измеряю) – сочетание различных стихотворных размеров или нескольких систем стихосложения в одном произведении.

Слайд 5

Ритмическая организация произведения.
Вывод: А. Блок сочетает в своей поэме не только размеры одной системы (силлабо-тонической), но и соединяет внутри строфы разные системы стихосложения. Поэтому в целом произведение представляет собой полиметрический стих.

Слайд 6

Стиль произведения
Марш Лозунг Призыв Плакат Песня Романс Частушка Молитва Нерифмованные строки + разговоры, выстрелы
Единое целое. «Музыка тех дней».

Слайд 7

Стиль произведения
Вывод: Автор использует в произведении полифонию, многоголосие, а также полиметрию, чтобы передать «музыку тех дней». Кажущийся эстетический многомерный хаос в произведении передает реальный хаос революционного времени.

Слайд 8

Система персонажей.
Прошлое Пёс Буржуй Старушка Писатель Поп Барыня Ванька Катька
Настоящее Двенадцать Петруха Андрюха

Слайд 9

Система персонажей.
Вывод: Двенадцать – это символ народной стихии. А. Блок не идеализирует героев и не пытается их судить. Двенадцать ведет вперед «черная злоба», но и «святая злоба». Их дела – это акт возмездия за века угнетения. Двойственное отношение к героям показывает и двойственное отношение автора к революции. Мечта высока, но ее реализовывают люди, которые «ко всему готовы» и которым «ничего не жаль».

Слайд 10

Цветовая символика
Черный Низкое Старое Ложь Зло Красный Белый Высокое Новое Правда Добро
Прошлое Настоящее Будущее

Слайд 11

Цветовая символика
Вывод: А.Блок изобразил революционную Россию как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Старая Россия ассоциируется в сознании Блока с черным цветом. Он надеется на преображение России из черной в белую. Кровавое (красное) настоящее – это лишь переходный этап.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

А.А.Блок «Двенадцать» Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт.

2 слайд

Описание слайда:

Поэма «Двенадцать» Содержит 12 глав. Героями поэмы являются 12 красноармейцев. Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.

3 слайд

Описание слайда:

О поэме Время создания поэмы. «В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. (Через 2 месяца после Октябрьской революции) Начал 8.01., перерыв, дописал 27 и 28 01. Сделал волнующую запись (обычно беспощадно строг к себе): «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг… Сегодня я – гений». Осознать значение современнику очень сложно – «большое видится на расстоянье».

4 слайд

Описание слайда:

Блок и революция Что такое для Блока революция? Музыка. Музыкальность становится для Блока высшим критерием ценности в жизни, в творчестве: «Мы должны слушать и любить звуки теперь, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что это – о том же, всё о том же». Чуковский: «Блок ждал революции, как не ждал никто. В его представлении она должна была очистить жизнь, вычистить эту скверну, грязь, бездуховность. Она должна была сделать человеческое стадо народом». Своё безоговорочное приятие революции он открыто и бескомпромиссно выразил в статье «Интеллигенция и революция».

5 слайд

Описание слайда:

Сюжет поэмы Сюжет прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

6 слайд

Описание слайда:

Символика поэмы Всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Крутится: Ветер, Ветер На всё божьем свете! «Ветер хлёсткий», он «гуляет», «свищет», «и зол и рад», «разыгралась чтой-то вьюга», «ох, пурга какая, спасе!» «Вьюга долгим смехом // Заливается в снегах»

7 слайд

Описание слайда:

Символика поэмы Контраст чёрного и белого цвета. Классическая цветовая символика создаёт резкий контраст, выражающий противостояние двух миров: Чёрный вечер, Белый снег… («Белый снег» - символ чистоты и надежды) Но: Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! «Ледок» символизирует зыбкость, неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь, неопределённость пути.

8 слайд

Описание слайда:

Главные герои Двенадцать - враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира - “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”.

9 слайд

Описание слайда:

12 красноармейцев С первого появления 12 находятся в движении, в пути. Что это за путь? 1) Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. 2) Это и место гораздо большее: движение вне реального пространства и времени, это путь через прошлое, настоящее и будущее. На этом пути их ждут испытания.

10 слайд

Описание слайда:

Образы поэмы Образ ветра развивается, обновляется, он как бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание», когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет». Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией. Петроград оказывается включённым в стихию, становится её частью, проявлением. Очевидно, что образы ветра, метели имеют символический смысл.

11 слайд

Описание слайда:

Образ Христа Образ Христа органически вырастает из строя поэмы, взаимодействия эпических и лирических мотивов и становится символом трагического преображения «русского строя души» в революционную эпоху и его крестного пути после Октября. Двенадцать апостолов нового мира не видят Христа (он «за вьюгой невидим»), они окликают его, просят показаться, но он не является, и они в раздражении стреляют туда, где мерещится его тень. Красногвардейцы - с винтовками, Христос - «в белом венчике из роз». Снег, над которым движется этот «призрак» Блока, ослепительно чист. На нем нет следов крови, хотя над самим героем развевается «кровавый флаг».

Описание слайда:

«Двенадцать» в оценке современников Блока 1. Ярко выделяется Блок на идейно-литературном фоне. Велик список литераторов, которые оказались в рядах его врагов: Бунин, Куприн, Бальмонт, Л. Андреев, Северянин. Они изображали Октябрьскую революцию как восстание сатанинских сил, обрекающее страну на позор и гибель. 2. Вчерашние друзья, поклонники не подавали ему руки, отказывались выступать с ним на вечерах, публично кричали: «изменник», писали о нём в газетах всевозможные гнусности, смысл которых сводился к одному: «Блок продался большевикам». 3. Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой и её убийство? 4. Другие толковали «Двенадцать» как сатиру на революцию. 5. Газета «Правда» - «величайшее достижение» поэзии Блока – и вместе с тем всей русской поэзии «после Пушкина, Некрасова, Тютчева».


Top