Таможенные пошлины в россии. Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей Особенности транзитных пошлин

К числу важнейших косвенных налогов относятся также таможенные пошлины и сборы. Они являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка при его взаимодействии с мировым рынком.

Таможенными называются налоги, которыми облагаются импортируемые и экспортируемые товары. Они выполняют несколько функций. Во-первых, защищают отечественного товаропроизводителя от конкуренции со стороны иностранных товаров. Во-вторых, используются как средство регулирования изменений в структуре производства и потребления. В-третьих, способствуют рационализации структуры экспорта и импорта. Они призваны содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу, поэтому право на установление размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов принадлежит Правительству РФ.

До вступления в силу Налогового кодекса РФ таможенные пошлины относились к федеральным законам. И даже в первой редакции Налогового кодекса РФ (до 1 января 2005 г.) таможенные пошлины и сборы входили в число федеральных налогов. В настоящее время таможенные пошлины не входят в налоговую систему РФ и взимаются согласно Таможенному кодексу РФ, Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», а также ряду нормативных правовых документов.

Сегодня таможенные пошлины относятся к неналоговым платежам, что, на наш взгляд, не совсем справедливо, так как таможенная пошлина обладает всеми признаками налога: она носит обязательный характер; взимается в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих плательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; взыскивается без встречного удовлетворения и поступает в государственную казну для финансового обеспечения деятельности государства.

Различают три вида таможенных пошлин: ввозные, вывозные и транзитные.

Ввозные (импортные) пошлины - взимаются с импортируемых товаров, провозимых через таможенную границу или отпускаемых с таможенных складов, расположенных внутри страны. Они устанавливаются в фискальных целях либо для ограждения собственного рынка, либо для предотвращения доступа товаров извне. Это самый распространенный вид таможенных налогов. Доля ввозных таможенных пошлин в общей сумме таможенных пошлин составляет около 25%.

Вывозные (экспортные) пошлины - взимаются с товаров при вывозе их за таможенную территорию. Эти пошлины служат для того, чтобы ограничивать вывоз товаров из страны. Чаще всего они применяются к товарам, по которым в области экспорта страна обладает монополией. В настоящее время в России экспортные пошлины в основном существуют на сырьевые товары. На долю этой категории пошлин приходится около 75% всей суммы таможенных пошлин.

Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через границу. Они достаточно широко используются многими странами в фискальных целях и взимаются в виде: разрешительных, гербовых сборов, платы за провоз грузов и т.п. Основной целью введения транзитных таможенных пошлин является регулирование грузопотоков через территорию страны. В мировой практике транзитные пошлины встречаются редко. В российской практике этот вид таможенных пошлин также практически не используется.

По характеру взимания ставки таможенных пошлин делятся на специфические, адвалорные и смешанные.

При специфическом тарифе пошлина взимается в твердой фиксированной сумме с натуральной единицы продукции (веса, объема, штуки и т.п.). При адвалорном тарифе пошлина взимается в виде процента к таможенной стоимости товара, а при смешанном тарифе (коммулятивном) устанавливается частично в твердой сумме, частично в процентах.

По характеру происхождения пошлины бывают:

  • автономные - это пошлины, которые устанавливаются отдельными странами в одностороннем порядке, вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних договоров. Величина этой пошлины может быть изменена в связи с интересами государства без согласования со странами-партнерами;
  • конвенционные (договорные) - это пошлины, которые устанавливаются на основе соглашения между странами. Они не могут быть изменены странами в одностороннем порядке. Существует также целый ряд специальных пошлин. К их числу относят антидемпинговые пошлины, которые взимаются сверх обычных при обнаружения факта демпинга. С их помощью ликвидируются условия для демпинга, т.е. ввозимый товар теряет преимущество перед аналогичным товаром данной страны.

Уравнительные пошлины взимаются с импортируемых товаров с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами товаров отечественного производства. Они применяются для поддержания определенного уровня цен на отечественные товары.

Преференциальные пошлины (предпочтительные) - это льготные пошлины, которые вводятся в пониженных размерах для одной или нескольких стран. Чаще всего они ниже минимальных или равны нулю, что равноценно беспошлинному провозу.

В противоположность преференциальным существуют дискриминационные пошлины , которые вводятся для ограничения ввоза отдельных товаров.

Существуют еще компенсационные пошлины, которые взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных государством импортеру товара. Главной целью всех специальных пошлин является противодействие вытеснению с рынка отечественных производителей из-за поступления более дешевых импортных товаров.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Таможенная стоимость определяется декларантом самостоятельно согласно методам определения таможенной стоимости. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляют таможенные органы в порядке, определяемом Федеральной таможенной службой РФ, в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Для определения размера таможенной пошлины применяются ставки таможенной пошлины. В РФ существует огромное количество ставок, которые устанавливаются в зависимости от номенклатуры ввозимого товара, от их характеристик, от страны происхождения и других условий.

В большинстве стран, в том числе и в России, применяются адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлин.

Специфические ставки таможенной пошлины начисляются за единицу облагаемых товаров, т.е. они взимаются с веса, объема, штуки товара. В РФ специфические ставки устанавливаются, как правило, в евро. В долларах США устанавливаются только ставки по нефти и газу. В этом случае используется следующая формула:

Пи = Вт х Си х Ке: Кв,

где Пи - размер таможенной пошлины; Вт - количество товара; Си - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; Ке -курс евро, установленный Банком России на дату принятия таможенной

декларации; Кв - курс валют, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации.

Адвалорная ставка устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. При этом используется следующая формула:

Пи = Ст х Си,

где Пи - размер таможенной пошлины; Ст - таможенная стоимость товара; Си - ставка таможенной стоимости, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

Комбинированные, или смешанные, ставки пошлины сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения. В этом случае сначала исчисляется размер пошлины по ставке в евро за единицу товара, затем исчисляется размер ставки по адвалорной ставке. Для определения окончательного размера таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных величин, определяемая по каждой формуле.

В отличие от других налогов таможенные платежи уплачиваются непосредственно таможенному органу до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Кроме таможенных пошлин на границе взимаются также таможенные сборы. Они бывают трех видов: таможенные сборы за таможенное оформление (при декларировании товаров); таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение (при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа).

Таможенные пошлины не являются регулирующим налогом. Они в полном объеме вносятся в федеральный бюджет и составляют значительную часть его доходов. Вместе с тем сегодня неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются еще значительными.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы следует:

  • 1) последовательно снизить средневзвешенную и максимальную импортную пошлину;
  • 2) максимально укрупнить товарные группы;
  • 3) отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции);
  • 4) ликвидировать все существующие льготы;
  • 5) исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работ);
  • 6) в целях укрепления связей таможенных и налоговых органов следует ввести идентификацию товаров, основанную на грузовой таможенной декларации. Этот документ должен сопровождать товар вплоть до конечного потребления, что позволит любому проверяющему, вплоть до розничной торговли, выяснить, соблюдены ли таможенные формальности при ввозе товара.

Таможенная пошлина – это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.

Такое определение таможенной пошлины дано в пункте 1 статьи 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (редакция от 28 декабря 2016 г.). Стоит отметить, что это единственный законодательный акт, в котором оно прописано. Определение этому понятию не встретить ни в Таможенном Кодексе, ни в Налоговом Кодексе РФ, ни в Бюджетном Кодексе РФ.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.

Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Определение ввозной таможенной пошлины дается в пункте 2 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Ввозная таможенная пошлина – это обязательный платеж, которым подлежит обложение всех ввозимых товаров на территорию России в частности и на территорию Евразийского экономического союза в целом.

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

В Таможенном Кодексе (статья 357.10) прописаны величины пошлин, которые необходимо будет заплатить при импорте или экспорте различных групп товаров.

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС , где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Особенности специфической таможенной пошлины заключаются в том, что она рассчитывается исходя не со стоимости товара, а с его физического показателя величины (веса или объема).

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию процедур и порядка исчисления и уплаты таможенных пошлин в России, рассмотрим основные виды таможенных пошлин, встречающихся в мировой практике.

По экономическому содержанию все таможенные пошлины могут быть разделены на три крупные группы:

Ввозные (импортные);

Вывозные (экспортные);

Транзитные пошлины.

Доминирующее значение практически во всех странах имеют ввозные (импортные) таможенные пошлины, которые удерживаются при пересечении товарами, поступающими на внутренний рынок, таможенной границы страны. Именно на эту группу пошлин возлагаются функции защиты внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров и основанных на ней регулирующих экономику элементов. Для Российской Федерации эта группа таможенных пошлин имеет важное, но не ключевое значение. Доля ввозных таможенных пошлин в налоговых доходах федерального бюджета по итогам первого полугодия 2000 г. составила 6,1%. В общей же сумме таможенных пошлин доля этой группы составляет всего 26%.

Экспортные пошлины используются в мировой практике в несколько меньших объемах и устанавливаются на товары, произведенные на территории страны (в частности, в Российской Федерации) и вывозимые за пределы ее таможенной территории. К числу основных причин введения экспортных таможенных пошлин наряду с фискальной можно отнести:

Ограничение вывоза товаров, произведенных в стране, необходимых для

национальной экономики, для более полного удовлетворения

потребностей внутреннего рынка. Для российской экономики весьма

типична ситуация, когда производителям существенно более выгодно

экспортировать товар (как из-за более высоких цен на внешнем рынке,

так и из-за их полной оплаты на внешних рынках). При этом внутренний

рынок может испытывать дефицит этой продукции;

Сдерживание вывоза сырьевых товаров и стимулирование экспорта,

продукции высокой степени переработки и высокотехнологичных

В России экспортные пошлины используются очень активно, в основном по сырьевым товарам. На долю этой категории приходится 74% всей суммы таможенных пошлин, поступающих в бюджетную систему России. Доля вывозных таможенных пошлин в доходах федерального бюджета по итогам первого полугодия 2000 г. составила 16,5%.

Транзитные таможенные пошлины, как это следует из их названия, взимаются с товаров, провозимых через территорию страны транзитом в другие страны. Основной целью введения транзитных таможенных пошлин может быть регулирование (в основном сдерживание) грузопотоков (особенно нежелательных товаров) через территорию страны. Кроме того, транзитные таможенные пошлины могут вводиться для полного возмещения стране издержек, связанных с таможенным контролем и обеспечением сохранности товаров и организацией их перемещения по таможенной территории страны в третьи страны.

Эта категория таможенных пошлин в мировой практике встречается достаточно редко (в основном в развивающихся странах). В России этот вид таможенных пошлин не используется: наша страна в силу своего географического положения может быть заинтересована в получении дополнительных доходов от использования ее транспортной сети товаропроизводителями других стран. В то же время в России взимаются таможенные сборы в соответствии с таможенным режимом транзита, однако их размеры относительно невелики - 0,1% от таможенной стоимости товара.

В зависимости от конкретной экономической ситуации и политических отношений страны с другими странами, чьи фирмы являются экспортерами или импортерами, а также в зависимости от возможного срока использования отдельных видов товаров (например, сельскохозяйственной продукции) таможенные пошлины могут быть особыми или сезонными.

Сезонные таможенные пошлины имеют ограниченный срок действия (не более 6 мес.) и устанавливаются для оперативного регулирования ввоза (вывоза) определенных товаров (в основном сельскохозяйственной и пищевой продукции). К ним относятся летние пошлины на отдельные группы овощей и фруктов или сезонные пошлины на импорт сахара (вводимые и действующие, пока идет переработка свекловичного сырья на российских заводах).

Особые таможенные пошлины вводятся в целях защиты экономических интересов Российской Федерации и применяются по отношению к товарам, происходящим с территории отдельных стран, их групп или сообществ.

Особые таможенные пошлины, в свою очередь, подразделяются на: специальные; антидемпинговые; компенсационные; преференциальные; дополнительные и некоторые другие.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры:

При ввозе на территорию страны товаров в количестве и на условиях,

угрожающих нанести ущерб отечественным производителям

подобных товаров;

Как ответ на дискриминационные меры, введенные другими странами

в отношении российских компаний;

Как способ пресечения недобросовестной конкуренции со стороны

иностранных компаний.

Антидемпинговые пошлины используются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам. Под демпингом обычно понимается ситуация, при которой экспорт товаров и их реализация в стране-импортере осуществляется по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя товара. Разность между этими двумя уровнями цен и составляет величину демпинга. Именно этой величиной определяется размер устанавливаемых антидемпинговых пошлин.

Компенсационные пошлины вводятся обычно на те импортируемые товары, на которые в стране их происхождения используются государственные экспортные субсидии. Задачей пошлин этой категории является компенсация стимулирующего экспорт эффекта субсидий, предоставляемых другими странами. Эти пошлины вводятся, когда предоставление экспортных субсидий в других странах приводит к импорту продукции со столь низкими ценами, что это создает угрозу для отечественного товаропроизводителя, который не может конкурировать с искусственно заниженными ценами, или если такой импорт препятствует расширению национального производства товаров этой категории.

Россия практически не использует специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для защиты российского внутреннего рынка, хотя необходимость их применения периодически ощущается.

Преференциальные пошлины являются наиболее низкими и применяются для создания наиболее благоприятных условий для развития торговли со странами, которые пользуются торговыми преференциями (преимуществами). Эти пошлины применяются, как правило, промышленно развитыми странами в отношении стран развивающихся и (некоторых) с переходной экономикой. В рамках преференций может предоставляться и беспошлинный режим.

Дополнительные пошлины могут вводиться для решения конкретных задач, связанных с резким изменением экономической ситуации. Например, в России с 15 августа по 31 декабря 1998 г. действовала дополнительная импортная 3%-ная пошлина на все товары, ввозимые на таможенную территорию РФ из всех стран, за исключением государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Эта пошлина взималась сверх действовавших в тот период основных ставок таможенных пошлин.

По способу установления ставки таможенных пошлин делятся на адвалорные, специфические и смешанные.

Адвалорные ставки таможенных пошлин представляют фиксированный процент от таможенной стоимости товара. Например, для мебельной фурнитуры установлена ставка таможенной пошлины в размере 15% таможенной стоимости товара.

Специфические ставки пошлин не связаны с таможенной стоимостью и установлены в определенных денежных единицах пропорционально количеству, весу или иным физическим единицам измерения товаров (объему, штукам и т. п.), которые перемещаются через таможенную границу. Использование специфических ставок исключает влияние изменения мировых цен на объем поступлений таможенных пошлин в бюджет, а также лишает смысла все маневры с определением и исчислением таможенной стоимости импортируемого товара. В российской практике специфические ставки, как правило, устанавливаются в евро (до этого в ЭКЮ). Так, для сырой нефти и сырых нефтепродуктов в сентябре 2000 г. была установлена ставка вывозной таможенной пошлины в 34, а для мазута в 27 евро за тонну.

Смешанные (или комбинированные) ставки таможенных пошлин представляют собой, как это следует из их названия, комбинацию специфических и адвалорных ставок. Комбинирование этих ставок позволяет использовать преимущества обоих принципов построения ставок. Так, ставка может быть установлена как адвалорная (процент от таможенной стоимости товара), но с фиксированным пределом (не менее определенной величины исходя из физических параметров товара), или адвалорная ставка может дополняться специфической. Например, по такой товарной позиции, как мебель из пластмасс, в 2000 г. была установлена ставка ввозной пошлины в 20%, но не менее 1,3 евро за 1 кг.

Объектом налогообложения таможенной пошлиной является факт пересечения товаром таможенной границы РФ. При этом налоговая база определяется как таможенная стоимость товара, если ставки таможенной пошлины установлены как адвалорные или комбинированные, или как объем товара в физических единицах (веса, объема, мощности и т. д.), если ставки таможенной пошлины установлены как специфические.

Плательщиком таможенной пошлины является декларант - юридическое или физическое лицо, заявляющее в таможенной декларации от собственного имени товары, подлежащие перемещению через таможенную границуРФ, а также их стоимость, количество, массу и другие параметры. В качестве декларанта могут выступать лица, перемещающие товары, и таможенные брокеры (организации, обладающие соответствующей лицензией ГТК и специализирующиеся на предоставлении услуг по всему комплексу мероприятий таможенного оформления и процедуре пересечения товарами таможенной границы).

Отечественное законодательство допускает возможность уплаты таможенной пошлины другим лицом, не являющимся декларантом, если эта обязанность делегируется такому лицу декларантом.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при им­порте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от не­желательной иностранной конкуренции;
балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификации таможенных пошлин.
По способу взимания:
адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможен­ной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошли­на повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупот­реблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12 000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения:
импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со сто­роны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводи­мое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки ре­шить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
По происхождению:
автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
постоянные - таможенный та­риф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров

Еще по теме 17. Виды таможенных пошлин:

  1. Если цена партии товара при определении таможенной стоимости составила 200 тысяч рублей, а адвалорная пошлина составляет 15%, то размер дохода от сбора этой пошлины составит (в тыс. руб.)...

Top