Военные фотографы. Военная фотография. Золотая медаль Роберта Капы

30 ноября 1939 года началась советско-финская война, которую многие историки относят уже к событиям Второй мировой войны. Целью Советского Союза тогда было обеспечение безопасности Ленинграда, который располагался в опасной близости от границы с Финляндией. В случае начала полномасштабного военного конфликта Финляндия могла предоставить свою территорию в качестве плацдарма для размещения войск противников СССР. Кровопролитная советско-финская война продолжалась вплоть до марта 1940 года. В преддверии 75-летия этого события мы решили вспомнить о лучших фотографиях, демонстрирующих ужасы войны и радость победы. Предлагаем Вашему вниманию подборку 10 самых знаменитых военных фотографий.

«Комбат», Максим Альперт (1942)

Знаменитый снимок «Комбат» был сделан советским фронтовым корреспондентом Максимом Альпертом 12 июля 1942 года в Луганской области, где держал героическую оборону 220-й стрелковый полк. На фотографии запечатлен советский командир с пистолетом ТТ в руке, поднимающий своих бойцов в атаку. Альперт успел сделать лишь пару снимков командира до того момента, когда осколок снаряда разбил его фотоаппарат. Этим же снарядом командира батальона убило. Уникальная фотография была напечатана в советских газетах в том же году, а вот имя героя, запечатленного на снимке, оставалось неизвестным. Только спустя годы было выяснено, что легендарный комбат родом с Украины, Запорожской области. Снимок М. Альперта стал настоящим символом мужества и воинской отваги, он был увековечен в нескольких памятниках и юбилейных медалях.

Бомба «Толстяк», 1945

Уникальное фото, демонстрирующее взрыв американской атомной бомбы, прозванной «Толстяк» («Fat Man»), во время бомбардировки Нагасаки 9 августа 1945 года. Эта бомба весом четыре с половиной тонны имела плутониевое ядро, окруженное более чем шестьюдесятью зарядами взрывчатки, которые были собраны в правильную геометрическую форму, напоминавшую футбольный мяч. Детонирование зарядов приводило к цепной ядерной реакции и разрушительному взрыву.

На фотографии запечатлен первый и, к счастью, единственный случай в истории человечества, когда атомные бомбы использовались для военных задач. Во время американских бомбардировок Хиросимы и Нагасаки было убито более семидесяти тысяч человек, и еще многие тысячи людей скончались от последствий радиоактивного излучения в последующие годы. Сегодня эта знаменитая фотография наглядно показывает опасный потенциал атомного оружия и подлинный, безжалостный характер войны.

«Омаха Бич», Роберт Капа (1944)


6 июня 1944 года началась операция союзников, которая получила название «День Д», по высадке войск на берегах Нормандии (Франция). Всего было определено пять точек для высадки десанта, одной из которых стал пляж Омаха, за который отвечала американская армия. Именно в этом секторе произошли самые ожесточенные и кровопролитные бои с фашистскими войсками. Всего за один день боев американцы потеряли здесь порядка трех тысяч солдат. Произошло это потому, что самолеты-бомбардировщики из-за тумана не смогли разрушить укрепления противника в этом районе. На легендарном снимке, сделанном военным фотокорреспондентом Робертом Капой, запечатлен сам момент высадки войск на пляж Омаха, когда десяткам тысяч солдат приходилось преодолевать расстояние до берега под огнем артиллерии.

Капа во время этих страшных событий находился рядом с солдатами, ему также приходилось нырять под воду, чтобы спастись от пуль. Фотографу было некогда думать о технических моментах, поэтому снимок получился размытым, с явными ошибками в экспозиции. Впрочем, это не помешало фотографии стать по-настоящему культовой – ее напечатал журнал «Life», отдавая, таким образом, должное доблести и смелости солдат, героически погибших во время кровопролитного сражения.


«Казнь в Сайгоне», Эдди Адамс, 1968

Пожалуй, самое знаменитое фото Вьетнамской войны. Оно было сделано в 1968 году фотокорреспондентом агентства «Associated Press» Эдди Адамсом в Сайгоне, когда вьетконговцы начали активное наступление на город. В столице внимание фотографа привлекли двое пехотинцев южновьетнамской армии, которые конвоировали человека. Адамс с камерой в руках наблюдал за тем, как эти двое солдат рассказали генералу Нгуен Нгок Лоану о том, что арестованный убил полицейских. Тут же военачальник достал револьвер, направил ствол на голову пленного и нажал на спуск. Буквально за секунду до выстрела раздался другой щелчок – Адамс сделал свой легендарный кадр.

Это фотоизображение стало символом антивоенного движения в Америке, сыграв значимую роль в изменении отношения простых американцев к событиям Вьетнамской войны. Адамс получил за свой снимок множество престижных наград, включая Пулитцеровскую премию. Впрочем, события того дня не столь однозначны. Ведь пленного вьетконговца, которого хладнокровно убил бригадный генерал, арестовали у канавы, заполненной более чем тридцатью трупами полицейских и их родственников. Сам Адамс впоследствии назвал генерала Нгуен Нгока героем.

«Поднятие флага над Иводзимой», Джо Розенталь (1945)


Джо Розенталь запечатлел на камеру как группа морских пехотинцев США, которые участвовали в боях за крохотный остров Иводзима, поднимают флаг на горе Сурибаши. Этот снимок стал чрезвычайно популярным на западе и был перепечатан во многих изданиях. Примечательно, что гора Сурибаши была взята американскими войсками еще двумя часами ранее до самого момента съемки, и на ней уже был поднят звездно-полосатый флаг. Однако тот флаг был слишком маленьким, поэтому было решено заменить его более весомым полотном. Кстати, этот большой стяг уцелел до наших дней и хранится в Музее морской пехоты США. Захват острова дался американцам серьезной ценой – они потеряли более двадцати пяти тысяч человек убитыми и ранеными, поэтому фото Розенталя является одним из наиболее узнаваемых и значимых образов Второй мировой войны.

«Ополченец-лоялист в момент смерти», Роберт Капа (1936)


Еще один знаменитый снимок от выдающегося фотожурналиста Роберта Капы. В сентябре 1936 году тогда еще молодой репортер Капа отправился в Испанию, где в тот момент разворачивались события Гражданской войны. Утром 5 сентября Капа находился в окопе в Южной Эстремадуре. Когда началась атака республиканской армии и раздались автоматные очереди, Капа просто высунул из окопа свою камеру и наугад нажал на спуск. Каково же было его удивление, когда на проявленном фото он увидел удивительный момент – застреленный ополченец падает на землю в замедленном движении.

Фотография получилась очень драматичной и эмоциональной. Однако многие эксперты сомневаются, что этот невероятный кадр является подлинным. Они считают фотографию Капы постановкой, указывая на то, что сам автор фотографии на самом деле находился в нескольких километрах от эпицентра боевых действий. К тому же, известно, что ополченец, опознанный впоследствии по фотографии, в действительности был убит в тот момент, когда пытался скрыться за деревом.

«Сожжение заживо во Вьетнаме», Ник Ут (1972)


Душераздирающая и пронзительная фотография войны во Вьетнаме. На ней запечатлены плачущие, испуганные дети, которые бегут, спасаясь от воздушной атаки напалмом на деревню. Обнаженная девятилетняя девочка Фэн Тай Ким Фук, которую мы видим в центре фотографии, во время этих страшных событий получила смертельные ожоги. Но врачи в Сайгоне, выполнив семнадцать пластических операций, все же смогли ее спасти. В 90-е годы она переехала жить в Северную Америку, где основала собственный фонд, призванный помогать детям, которые стали жертвами военных конфликтов. Ник Ут за это фото был удостоен Пулицеровской премии.

Фриц Кляйн, врач печально известного концлагеря Берген-Бельзен, был арестован в апреле 1945 года представителями английской армии. Главной обязанностью этого врача был выбор евреев и советских военнопленных для отправки их в газовые камеры. В первые дни после освобождения концентрационного лагеря его вместе с другими эсесовцами заставили хоронить в братской могиле валявшиеся по всему лагерю Берген-Бельзен трупы. В этом лагере британские войска обнаружили более десяти тысяч трупов, ими также было освобождено шестьдесят тысяч заключенных. На снимке доктор Кляйн стоит в огромной могиле на горе мертвецов. В конце 1945 года по решению британского трибунала Фриц Кляйн был повешен.

«Знамя победы над Рейхстагом», Евгений Халдей (1945)


Евгений Халдей 30 апреля 1945 года сумел запечатлеть легендарный момент – бойцы советской армии водружают Знамя победы над Рейхстагом. В СССР снимок стал настоящим символом победы над фашистской Германией, он также был опубликован во всех ведущих изданиях мира. Всемирно известная фотография, сделанная советским фотокорреспондентом Евгением Халдеем, на самом деле была постановочной. По заданию редакции Халдей отправился в Берлин, взяв с собой три красных знамени, одно из которых как раз и украсило Рейхстаг. Но к тому моменту советские воины уже водрузили флаг на здание Рейхстага, поэтому Халдей решил сделать ряд постановочных фото. Он попросил солдат 8-й гвардейской армии, встретившихся ему на пути, помочь забраться на историческое здание и установить там красное знамя. Халдей нашел наиболее удачный ракурс и отснял две кассеты с пленкой.

«Победа на Тайм-Сквер», Альфред Эйзенштадт, 1945

Напоследок, хорошо узнаваемая фотография, сделанная на Таймс-Сквер репортером журнала Life Эйзенштадтом в мгновение триумфа – во время празднования капитуляции Японии. На снимке военный моряк целует незнакомую девушку-медсестру. Фотографу удалось подловить удачный момент во время всеобщего народного ликования. Фотография поцелуя на Таймс-Сквер стала для американцев символом победы во Второй мировой войне. Герои этого легендарного кадра встретились на центральной площади Нью-Йорка совершенно случайно, они не знали ничего друг о друге до этого момент. Все произошло очень быстро, пара поцеловалась, а затем их тут же окружила толпа людей и они растворились в ней. Поэтому имена героев фото Эйзенштадта долгое время оставались безымянными.

Только спустя десятилетия, наконец, удалось идентифицировать девушку – ею оказалась Эдит Шейн. В августе 1945 года она услышала долгожданную новость об окончании войны и побежала праздновать на Тайм Сквер, где Эдит и попала в объятия совершенно незнакомого моряка. А вот роль того самого моряка из легендарной фотокарточки впоследствии оспаривали множество мужчин. Считается, что это был Карл Мускарелло, которому в момент празднования победы над Японией было около двадцати лет.

Есть хорошие фотографии, есть не очень, есть и вовсе малозаметные. А еще существуют кадры, которые меняют мир и двигают историю. Не всегда это профессиональные снимки, чаще даже, наоборот, речь идет о любительских фотографиях. Просто человек с фотоаппаратом оказался именно там, где было нужно, и сделал снимок, который остался в памяти людей и спустя поколения. В этой подборке - десять военных фотографий, которые человечество уже не сможет забыть.

У доктора Фрица Кляйна, врача лагеря Берген-Бельзен, была специфическая работа: отбирать евреев и цыган для отправки в газовые камеры. Тем не менее, выполнял он ее добровольно и, как говорится, со всем старанием. Более того, он даже не сделал попытки бежать, когда к лагерю подошли британские войска. Собственно, этот снимок и был сделан в момент, когда по требованию британцев бывший персонал лагеря собрал валявшиеся на всей его территории трупы в одну братскую могилу, где они и были похоронены. Ну а трудовое рвение Фрица Кляйна оценили по достоинству: 13 декабря 1945 года по приговору военного трибунала он был повешен.

В Варшавском гетто, крупнейшем из всех, жило до 450 тысяч евреев - если это, конечно, можно назвать жизнью. Само гетто было создано в 1940 году, но уже летом 1942 года началась массовая отправка его жителей в лагерь смерти Треблинку. А весной 1943 года в гетто вспыхнуло вооруженное восстание. Повстанцы, вооруженные самодельным оружием и бомбами, а также немногочисленными пистолетами, попытались оказать сопротивление немецкой администрации. В результате шесть тысяч человек было убито при подавлении восстания, еще семь тысяч сгорело в пожаре, устроенном немцами, остальных вывезли в Треблинку. Сам же этот снимок под названием «Насильственно выведенные из выгонов» сперва был опубликован самими немцами, а затем использовался на Нюрнбергском процессе как доказательство нацистских преступлений.

На снимке знаменитого Роберта Капы, сделанном в день Д, запечатлен момент высадки союзных войск во Франции. Десятки тысяч американских, британских и канадских солдат под шквальным огнем немецких войск добрались до берега, многие вплавь. И Капе некогда было заботиться о правильной экспозиции: когда вершится история, не до технического совершенства снимков.

На фотографии, официально называющейся «Лоялист-ополченец в момент смерти», зафиксирована трагическая гибель одного из солдат во время гражданской войны в Испании, которая была начата в попытке остановить приход к власти фашистского правительства Франко. Снимок облетел весь мир, показав жестокость войны. И хотя сегодня почти всеми он признан постановочным, это не уменьшает эффекта, который производит вид солдата, погибающего словно бы на глазах зрителя. Автор фотографии - снова Роберт Капа.

Это одна из самых знаменитых фотографий времен войны во Вьетнаме, и без того богатой на фотохронику. На ней руководитель государственной полиции Вьетнама генерал Нгуен Нгок Лоан стреляет в только что пойманного вьетконговца. За этот кадр Эдди Адамс получил Пулицеровскую премию, а сам снимок стал одним из сильнейших стимулов к антивоенному движению. Впрочем, обстоятельства его создания не столь однозначны: вьетконговца, которого звали Нгуен Ван Лем, поймали около канавы, в которой было несколько десятков трупов полицейских и членов их семей.

Фотография отразила кульминацию второй войны в Ираке и стала символом смены режима в стране. Культ Саддама Хусейна пал вместе с этой статуей, а вскоре и сам диктатор был повешен по приговору трибунала. Для сотен тысяч американских солдат и их родственников фотография стала знаком того, что войне конец.

Ник Ут: Вьетнамская война, 1972 год

Еще одна фотография из Вьетнама. Обнаженная девочка на переднем плане - Фэн Тай Ким Фук, которая только что сорвала с себя горящую одежду. Дело в том, что авиация Вьетнама нанесла авиаудар по деревне Транг, в которой укрепились вьетконговцы. Деревня сгорела, а Ким Фук получила страшные ожоги. Врачи американского госпиталя в Сайгоне считали их смертельными, но все же после 17 пластических операций девочку удалось спасти. Фотограф Ник Ут получил за снимок Пулицеровскую премию, а для нового правительства Вьетнама Ким Фук стала чем-то вроде агитматериала. В итоге в 1992 году она вместе с мужем бежала в Канаду, где живет и поныне, основав фонд и помогая детям, ставшим жертвами войн.

Джо Розенталь: американский флаг над Иводзимой, 1945 год

Это, пожалуй, главная для США военная фотография. На ней запечатлен момент, когда морские пехотинцы устанавливают флаг (впрочем, второй - первый был слишком мал) на горе Сурибачи. Флаг стал символом первой сухопутной победы американцев над войсками Японии, тем более что далась она немалой ценой: США потеряли в битве за Иводзиму более 25 тысяч человек убитыми и ранеными. Ну а фотограф Джо Розенталь не только получил Пулицеровскую премию, но и навсегда вписал свое имя в историю мировой фотографии.

Этот снимок узнают во всем мире. Вероятно, его можно считать самой известной военной фотографией за всю историю человечества. Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили знамя Победы над Рейхстагом 1 мая, когда бои в Берлине еще не закончились. Снимок, конечно же, постановочный, был сделан днем позже: 2 мая фотокорреспондент упросил бойцов подняться на купол здания с флагом, причем это были уже другие солдаты. Тем не менее, фотография стала знаменитой и для миллионов людей по-прежнему остается символом Победы.

Источник - http://lifeglobe.net/

Фотография в том виде, какой мы её знаем, была представлена общественности в 1840-ых. Она была предложена, как окончательное изображение действительности и вечное заключение истории - в отличие от искусства или прозы, фотографии не легко изменить, или подделать. Они использовались, чтобы изобразить ужасы и истины войны, сообщить общественности о конфликтах во всем мире и подсознательно внушать важность национальной гордости и патриотизма, демонстрируя храбрость и отвагу молодых солдат на линиях фронта. Сегодня военная фотография приняла пугающий оборот, манипуляция и изменение - повестка дня, и часто трудно подтвердить их подлинность. Многие фотографии в этой подборке были подвергнуты сомнению и подробно исследовались, но их воздействие на мир оказалось очень сильным, несмотря на сомнения и критические замечания.

10. Бомба "Толстяк", 1945 год.

Это одна из самых известных фотографий в мире. Она изображает ядерный удар по Нагасаки, куда была сброшена бомба "Толстяк" 9-ого августа 1945. Американская бомбежка Японии на заключительных этапах Второй мировой войны стерла с лица Земли три городских мили и молниеносно убила 70,000 человек и еще многих посредством радиоактивного облучения в последующие годы. В то время, новости об атомной бомбежке сердечно приветствовались в Америке, подкрепляемые этим изображением (работала цензура фотографий, запрещая показывать смерть и человеческие жертвы). Несколько лет спустя, однако, документальные фильмы и фотографии были раскрыты, и мир узнал об ужасной человеческой трагедии. С тех пор эта фотография используется, чтобы представлять истинный характер войны и опаснейший потенциал человеческих изобретений.

9. Доктор Фриц Кляйн стоит в братской могиле в Белсене.

На этой известной фотографии доктор Фриц Кляйн, врач лагеря, стоит в братской могиле в концентрационном лагере Бергена-Белсен. Его главная обязанность была выбором заключенных, чтобы отправлять в газовые камеры. С 1942-1944 сюда на поездах привозили евреев, цыган, людей с ограниченными возможностями, советских военных заключенных, гомосексуалистов, "Свидетелей Иеговы" и других политических и религиозных противников. Здесь, после процесса выбора, заключенных заставляли работать по 12-15 часов. Более слабых, более старых и беспомощных посылали непосредственно в газовые камеры (где в конечном счете оказывались все). От тел избавлялись, закапывая их в братских могилах, или сжигая на кострах.


8. Гражданское сопротивление, 1943.

Варшавское гетто в Польше было самым большим в оккупированной нацистами Европе и было основано в 1940, чтобы "содержать" 400,000 евреев в колючей проволоке. Болезнь, голодание, нападения и убийства охранниками подкосили жителей, которые, несмотря на все это, основали подпольные организации, чтобы управлять школами, больницами, приютами и местами отдыха. Эта фотография показывает последствие всемирно известного Варшавского сопротивления в 1943, в котором нацистские силы были атакованы самодельным и ввезенным контрабандой оружием. Позже 13,000 человек были убиты в гетто, а остальные были захвачены и высланы в концентрационные лагеря. Снимок выше делался нацистским солдатом и был издан немецкой прессой с заголовком, “Насильственно выведенные из выгонов". Фото позже использовалось в качестве доказательств против нацистских чиновников на Нюрнбергском процессе 1945-46.


7. Пляж Омахи, день "Д", 1944 год.

Роберт Капа, венгерский боевой фотокорреспондент, известен снимками, которые он делал во время Второй мировой войны и благодаря которым мир смог взглянуть на действительность войны. Эта фотография показывает вторжение 6-ого июня 1944 в оккупированную нацистами Нормандию британскими, американскими, канадскими и Свободными французскими войсками. О нехватке фокусировки сообщается, как об ошибке молодого стажера. Журнал Life, на который работал Капа, принял решение издать изображение так или иначе, поскольку оно передавало усилия Союзных войск, плывущих к пляжу Омахи под огнем артиллерии и пулеметами. Именно этот вид фотографии поднял национальную гордость и по сей день отдает честь погибшим солдатам самой кровопролитной войны.


6. Падающий солдат, испанская гражданская война, 1936.

“Лоялист Ополченец в момент Смерти” - официальное название этой фотографии, которая изображает момент, когда ополченец застрелен и почти в замедленном движении падает на землю. Упавшим человеком, как говорят, является Федерико Боррель Гарсия, испанский республиканский солдат анархист. До 1970-ых об изображении говорили, что это одна из самых печально известных и поразительных фотографий испанской гражданской войны. Позже подлинность этого снимка была подвергнута сомнению.


5. Генерал Нгуен Нгок Лоан казнит пленного Вьетконговца, Вьетнам, 1968.

Эта получившая Пулитцеровскую премию фотография Эдди Адамса находится среди самых известных военных фотографий всего времени. Человек с оружием - генерал Нгуен Нгок Лоан, Руководитель Государственной полиции республики Вьетнам. Казненным является Нгуен Ван Лем, солдат Вьетконга. История утверждает, что заключенный был найден около канавы, заполненной телами 34 полицейских и их родственников. Шум, созданный этой фотографией, открыл новую главу в мире фотожурналистики: “картина стоит одну тысячу слов.” Изображение стало антивоенным символом, но Адамс ответил: “Я убил генерала своей камерой …, но о чем фотография не говорит, так это о том, "Что бы Вы сделали, если бы Вы были генералом, и в тот жаркий день поймали плохого парня, который убил солдат и их семьи?”.


4. Обрушение статуи Саддама Хусейна в Багдаде, 2003 год.

Эта фотография, самая новая из этой подборки, имела значительное символическое влияние. Как символ его всеобъемлющей власти, культ личности Саддама пленил иракскую культуру; статуи, портреты и плакаты были построены в его честь по всей стране, и его лицо было показано всюду, от фасада зданий, школ и аэропортов, до поверхности национальной валюты. Когда режим Саддама был свергнут в 2003 году, изображения разрушения большой статуи в Багдаде были переданы по телеканалам всего мира.

3. Сожжение заживо во Вьетнаме, 1972.

Эта фотография является одной из самых жутких и выворачивающих сердце в современной истории. Обнаженная девочка в центре, Фэн Тай Ким Фук, является жертвой Южного вьетнамского нападения с применением напалма. Она убегает из разбомбленного участка, буквально сгорая заживо. В 1972 Южные вьетнамские самолеты, в согласии с американскими вооруженными силами, сбросили бомбу напалма на деревню Транг, в то время занятую Северными вьетнамскими силами. Фотография заработала для фотографа Ника Ута Пулитцеровскую премию, несмотря на общественность и сомнения президента Никсона относительно ее подлинности. Но он непреклонно доказал подлинность, обнародовав детали небольшой Больницы Баркси в Сайгоне, где 9-летнюю Ким Фук лечили больше 14 месяцев. Девочка выжила и стала основателем Фонда Ким Фук в 1997, обеспечивая медицинскую и психологическую помощь детям жертвам войны.


2. Американский флаг над Иводзимой, 1945.

Подъем флага в Иводзиме является довольно известной военной фотографией. Флаг был поднят пятью американскими морскими пехотинцами и одним корпсманом на Горе Сурибачи в 1945. Немногие знают, что это был второй флаг. Первый был слишком маленьким и не был виден издалека. Фотограф Джо Розенталь, который получил Пулитцеровскую премию за изображение, прибыл как раз к установке второго флага.


1. Знамя победы над Рейхстагом, 1945 год.

Всемирно известная фотография была сделана Евгением Халдеем и облетела весь мир. На самом деле, это постановочный снимок, выполненный по заданию ТАСС 2 мая 1945 года. Настоящий же флаг был установлен днем ранее, а помимо него было установлено и множество других красных знамен. Фотограф привез с собой знамя и пригласил попавшихся ему солдат сделать драматический снимок. Интересна также история этого снимка, который мог и не попасть в широкие массы. Его изначально забраковали, так как у одного из солдат отчетливо виднелись часы на каждом из запястий. Чтобы избежать обвинения солдат в мародерстве, фотограф удалил часы со снимка перед публикацией.


Со времен Роберта Капы скорость обмена информацией увеличилась в разы, да и сами военные конфликты полностью преобразились. Но сама суть военной фотографии остается незыблемой: вы должны подойти настолько близко, насколько это возможно, и остаться живым, вы должны заставить трагедию говорить, насытить ее эмоцией и художественной ценностью, вы должны сопереживать, оставаясь при этом объективным.

FURFUR рассказывает о десяти фотографах, освещающих современные военные конфликты.

«Самая ужасная в эмоциональном плане ситуация для любого фотографа - это когда он вступает в зрительный контакт с тем, кого он снимает, и осознает, что на самом деле абсолютно ничем не может ему помочь».

Хавьер Манзано переехал с семьей из Мексики в США в 18 лет, так что неудивительно, что особое место в его репортажах занимают темы нарковойн и событий вблизи мексикано-американской границы. В 2011-м он получил свой первый приз World Press Photo за фотографию из мексиканского Сьюдад-Хуареса - одного из самых криминогенных городов в мире, а спустя год отправился снимать войну в Сирии. Итогом этой командировки становятся две крупные фотоистории, отмеченные Пулитцеровской премией.






«Война хуже наркотиков. В какой-то момент она превращается в ужасное путешествие, в кошмар, но потом, как только опасность спадает, возникает непреодолимое желание вернуться назад и получить еще больше».

Реми Ошлик с детства мечтал стать военным фотографом, и уже в 20 лет ему удалось свою мечту исполнить. В 2004-м он поехал снимать политический кризис на Гаити, а вернувшись, получил за него премию Франсуа Шале. Ошлик продолжил снимать в экстремальных условиях: демонстрации в родной Франции, Гаити, объятый эпидемией холеры, арабские конфликты. Он прекрасно знал максиму великого Роберта Капы о том, что в близости к объекту съемки кроется хороший кадр. Однако привычка быть в центре событий сыграла с ним злую шутку, и 22 февраля 2012-го во время бомбардировки Хомса Ошлик погиб.






Джеймс Нахтвей

«Я наполовину глухой. У меня повреждены нервы и постоянно звенит в ушах, а бывает, что я и вовсе ничего не слышу. Наверное, я оглох из-за того, что не вставлял в уши затычки. Все потому, что я хотел слышать».

Джеймс Нахтвей - один из самых знаменитых фотографов современности. Он начал свою карьеру в далеком 1976-м и с тех пор побывал в горячих точках по всему миру, пять раз получал золотую медаль Роберта Капы, дважды был отмечен World Press Photo, состоял в знаменитом Bang Bang Club, а также стал главным героем документального фильма War Photographer. В 2003 году уже немолодой Джеймс Нахтвей получил ранение во время атаки на военный конвой в Багдаде, но довольно быстро сумел оправиться. Нахтвей - вообще удивительный пример удачной карьеры военного фотографа: он знаменит, его снимки востребованы, ему 65 лет, и он все еще жив.






«Работа фотожурналиста сегодня сильно изменилась. Теперь он все чаще снимает не на линии фронта, а где-то там, в глубине».

Пример фотографа Дениса Синякова показателен: опасность подстерегала его во время съемок военных конфликтов, но настигла в мирном Печорском море. 19 сентября 2013 его задержали вместе с командой судна Arctic Sunrise за акцию у платформы Приразломная. И хотя Синяков выполнял лишь свои обязанности фотографа, он получил обвинение в пиратстве (сейчас его квалифицируют как хулиганство) и два месяца в СИЗО.

На личном сайте фотографа можно найти репортажи с грузино-российского и ливано-израильского конфликтов, съемки деятельности команды медицинской эвакуации (Medevac) в Афганистане и многое другое.

Кроме того, Денис Синяков известен тем, что снимал концерт панк-группы Pussy Riot, подготовку и саму акцию «Украду за Путина» группы Femen, а также суд над Михаилом Ходорковским. Однако в портфолио Синякова входят не только политические темы: он снимал быт ненцев, лесные пожары, жителей деревни-призрака Муслимово и многое другое. В последнее время фотограф уделял большое внимание своему проекту Changing Face of Russia, в котором коснулся такой сложной темы, как миграция в Россию граждан из стран бывшего СССР.






Зориа Миллер

«Чтобы стать фотожурналистом, достаточно любой техники, способной сделать фотографию, включая сотовые телефоны с камерой, одноразовые или просто малобюджетные фотоаппараты. Я начал свою карьеру с обычной 6-мегапиксельной камерой, и вы до сих пор можете увидеть эти снимки в моем портфолио».

Американский фотограф Зориа Миллер имеет особый интерес к фотографиям военных столкновений. В свое время он работал в «Красном кресте» и участвовал в волонтерских программах по оказанию помощи странам третьего мира. Сегодня он старается уделять особое внимание различным фондам и гуманитарным организациям. Специфическая красота и выразительность некоторых кадров может посоревноваться даже с легендарной высадкой в Нормандии в исполнении Роберта Капы.






«Я поехал в Словению, первую республику, которая встала на путь отделения, после того, как прочитал небольшую статью в газете про национальные движения и возможную войну. В итоге я провел около пяти лет между 1991 и 2001 годами, документируя то, как растворялась страна в различных войнах».

Военный корреспондент родом из США начал снимать вооруженные столкновения еще в конце 1980-х, а его звездный час пришелся на время Югославских войн. В его репортажах запечатлены драматические эпизоды битвы за Вуковар и осады Сараево, а также деятельность знаменитого сербского формирования «Тигры Аркана». Именно снимая «тигров», Хавив сделал знаменитый снимок в боснийском городе Биелина. Эта фотография стала одним из символов Югославской войны в целом и военных преступлений в частности. На ней солдат из «Тигров Аркана» бил ногой по телу одного из гражданских, только что убитых его товарищами.

Свою фотографическую деятельность Хавив продолжил и после Югославии. На его счету фотографии нарковойн в Мексике, гражданской войны в Шри-Ланке, фоторепортаж о последствиях российско-грузинского конфликта, а также о войне преступных группировок в Лос-Анджелесе.






«Часто мы прячемся за фотоаппаратами, чтобы ничего не чувствовать. Тогда мы думаем: это работает, а это нет, это трогает, а это нет, это может привлечь внимание. Мы словно превращаемся в камень. А когда ты возвращаешься домой или добираешься до отеля и начинаешь редактировать снимки, ты начинаешь чувствовать все то, что произошло в течение дня».

Испанец Ману Брабо успешно завершил обучение искусству фотографии в Овьедо и Мадриде, после чего нашел себя в славном деле военного корреспондента и стал частью агентства Associated Press.

В этом году он получил Пулитцеровскую премию за фотографию из осажденного Алеппо, где поймал невероятный по силе трагический кадр, на котором отец держит на руках умирающего сына. Особое внимание следует уделить и его репортажам из Ливии, которые дались Брабо с большим трудом, так как в апреле 2011-го ливийская армия заключила фотографа под стражу, продержав в заключении больше месяца.






«Каждый конфликт оставляет нестираемые следы, рубцы, которые ты несешь в себе. То, что остается, - это горе и боль матерей, которые потеряли детей во время бомбардировок, слезы счастья народа, который освободился от диктатуры, тысячи гражданских, которые покидают свои дома в поисках безопасного места, люди, которых ты встречаешь по пути, с которыми разговариваешь и делишь кусочек своей жизни…»

Буччиарелли начал карьеру фотожурналиста всего лишь четыре года назад, но сегодня он уже отмечен двумя крупнейшими фотоконкурсами (второй приз World Press Photo 2013, третье место Sony World Photo Award 2013), а также публикациями в изданиях с мировым именем (The Times, The Guardian, The Wall Street Journal и La Repubblica).

Итальянец получил диплом инженера в Политехническом университете Турина, проработал по специальности около года, а потом взял и радикально сменил род деятельности. В 2009-м он уехал на съемки в Турцию и Иран, но прославился, лишь вернувшись домой. 6 апреля 2009-го началось сильнейшее землетрясение, которое практически стерло с лица земли город Акуила, столицу региона Абруццо. После снимков последствий этой ужасной трагедии о Буччиарелли и узнали в мире фотографии.

Позже, уже с началом Жасминовой революции и войны в Ливии, он смог проявить себя в военной фотографии. Сегодня Буччиарелли - признанный мастер своего дела, автор книги «Запах войны» и журналист, чьи статьи успешно публикуются в крупных итальянских изданиях. На его сайте можно найти снимки из военной Ливии, современной Сирии, репортажи о столкновениях в Мали и серию снимков, посвященную малоизвестному конфликту между национальным округом Карен и Бирмой.






«Мы приехали в Ливию, в Триполи, вокруг царил хаос, опасность, мы никого не знали и нам нужен был переводчик. В холле отеля мы встретили довольно много местных, один из них оказался инженером. Это был приятный человек, спокойный, с добрыми глазами, ему было около 60-ти, это не был молодой парень в поисках наживы. В итоге мы спросили его, может ли он помочь нам, и он согласился, но сказал, что сможет поработать лишь половину дня, так как его сына вчера убили».

Мало кто может остаться равнодушным при виде фотографии Gaza Burial, изображающая скорбящих родственников и детей, убитых во время бомбардировки сектора Газа. Этот снимок настолько силен и эмоционально наполнен, что после его победы в World Press Photo 2013 нашелся эксперт, который заявил, что это не просто фотография, а некий хитроумный коллаж. Однако жюри и эксперты крупнейших мировых фотоконкурсов, проанализировав снимок, пришли к выводу, что это все же не коллаж и не пресловутый Photoshop.

Хансен - фотограф с достаточно большим стажем, один из немногих военных корреспондентов, предпочитающих работу в штате (шведское издание Dagens Nyheter), а не фриланс. При этом интересы фотографа простираются далеко за пределами спокойной Швеции, благодаря чему на его личном сайте можно увидеть репортажи из современного Афганистана, проблемного Конго, Кении, оккупированного Ирака и протестного Бахрейна.



«Вместо того чтобы думать: „Опять он нам показывает жестокость“, я надеюсь, люди начнут думать: „А что я могу сделать, чтобы изменить это?“»

Вальтер Астрэде родился в Буэнос-Айресе и свою карьеру начал в местной газете La Nacion, а окончательно сформировался как фотограф после продолжительной поездки по Южной Америке. Сейчас он живет в Барселоне, занимается крупным фотопроектом, посвященным жестокому обращению с женщинами, и преподает фотографию.

Зайти на сайт следует хотя бы ради двух его фоторепортажей: Bloodbathon Madagascar и Kenya Post Election Violence. Это страшное зрелище для аудитории с крепкими нервами, квинтэссенция войны, реалистичный рисунок конфликтов на черном континенте.






Войнам не должно быть места в цивилизованном обществе, но они, большие или малые, ведутся непрерывно. Показывая их звериный оскал, военфотокоры побуждают человечество к миру. Константин Симонов чаще других бывал на фронтах Великой Отечественной войны, поэтому его размышления о войне особенно авторитетны. О военфотокорах он пишет следующее: «Когда я, писатель, думаю о профессии фотокорреспондента на войне, я думаю о том, как трудна эта профессия. Мы можем написать потом, нам не обязательно писать тогда. Мы можем что-то занести в свой блокнот, два-три слова, и потом развернуть из этого всю картину, потому что работает наша память. Они не могут снять потом. Они могут снять только тогда, в тот момент, вот тот танк, который идет на них, и ту атаку, которую они видят. И то бедствие, которому они стали свидетелями. Аппарат не запоминает, аппарат снимает. Их память - это их съемки. То, что осталось на пленке, это и есть их память о войне, и в то же время это уже не их память. Это уже стало памятью человечества». Потрясающих военных снимков много, делались они по-разному: некоторые военфотокоры снимали инсценировки, которые тоже действовали на эмоции зрителей, если получали плакатное звучание - и они тоже были вкладом в победу. Но во сто раз проникновеннее снимки, сделанные в кровавой суматохе настоящего боя. Давайте вместе попробуем назвать известные вам фотографии войны. Но даже самому мужественному фотографу редко удается отснять яркий боевой эпизод. Большинство фоторепортеров прорывались на передовую и делали свою работу прямо под огнем противника. По неполным данным, более 360 фото- и кинодокументалистов погибли при выполнении журналистского долга.

Солдатский труд. Израиль Озерский

Если бы Израиль Озерский сделал лишь одну единственную фотографию - "Солдатский труд", то и этого было бы достаточно, чтобы быть причисленным к корифеям советской, да и не только советской военной фотографии. Кадр простой до удивления - ничего героического в нем вроде бы и нет, ну катят бойцы орудие, и самих их едва видно сквозь клубы дыма, а может быть и пыли - одни каски просвечивают. Но происходит это на самой-самой передовой. Орудие уже развернуто для стрельбы, и стрельба эта будет прямой наводкой по вражеским танкам, что для артиллеристов то же самое, что для пехоты - рукопашная: лицом к лицу. И ведет их на линию огня не командир даже, а простой солдат, да к тому же из той самой пехоты. Он в отличие от пушкарей не в каске, а в пилотке, да еще скатка шинельная через плечо. И в руках у него не обычная винтовка - трехлинейка мосинская, - а не то карабин, не то трофейный автомат. И по всему по этому видно, что перед нами человек бывалый, про таких говорят - тертый калач. Такие вот с виду неказистые солдаты и выиграли самое грандиозное побоище двадцатого века... А дорогу он артиллеристам показывает, потому что знает на этом клочке земли каждый кустик и каждую колдобину, в которой можно в случае чего понадежней укрыться. Ну а пушка, пришедшая на помощь его взводу или роте, сейчас прикроет их от очередной танковой атаки, благо подоспели вовремя... Сколько он протопал уже этот солдат, сколько земли перепахал, окапываясь на каждом новом рубеже - даже вообразить трудно. И война для него сплошная тяжелая физическая работа, да еще и под постоянным обстрелом, под сыплющимися с небес бомбами и под вечной угрозой наступить на притаившуюся в земле-матушке мину-ловушку.- Удивительно точное название - "Солдатский труд"!


Top