Порядок заполнения плана закупок 44 фз. Как составить план-график закупок. Вероятные причины и способы корректировки

Планирование закупок проводится в целях предварительного декларирования нужд государственных и муниципальных организаций, а также оптимального расходования средств государственного и муниципальных бюджетов. Составление плана является обязательным и должно выполняться в соответствии с нормами закона 44-ФЗ .

Что такое план заказов по закону 44-ФЗ?

План закупок – это документация долгосрочного планирования, включающий в себя сводный перечень работ, товаров, и услуг (со сведениями о требуемом количестве и определении ориентировочной стоимости), которые заказчик намерен приобретать посредством проведения торгов на протяжении трех лет.

Долгосрочное планирование делается в целях отражения потребности заказчика и формирования стратегии расходования финансовых средств. Это позволяет вовремя принять необходимые меры в целях устранения чрезвычайных ситуаций и кассовых разрывов.

На основе перечня заказов готовится план-график на каждые 12 месяцев.

Он содержит информацию о потребности в продукции, подрядных работах и услугах с указанием подробных данных по конкурентным процедурам. Прописываются варианты отбора поставщика, начальные предельные цены, преференции для участников, императивные требования к ним и т.д.

Обязанность по составлению программы закупок и плана-графика устанавливается законом о контрактной системе от 05.04.2013 года № 44-ФЗ (статьи 17 — , , ).

На общегосударственном уровне действуют следующие нормативные акты, включающие в себя правила для разработки данной документации:

  • Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 года №№ 552 , , , ;
  • Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 года № 422 и прочие.

На уровне субъекта РФ и муниципалитета тоже принимаются правовые акты в области организации конкурсных процедур. Они регламентируют последовательность планирования, внесения данных в бланки плана и графика, обязательных для участников в пределах определенной территории.

Информацию о правовой документации можно найти в ЕИС в разделе методических пособий и справочных сведений.

Алгоритм утверждения плана заказов

Прежде, чем сводный перечень заказов появится на портале системы и ляжет в основу плана-графика на последующие 12 месяцев, управляющий или работники контрактной службы проводят большую работу по его формированию. Последовательность разработки и введения в действие документа следующая:

  1. Сбор информации.
  2. Установление перечня договоров, которые предполагается подписать с единственным исполнителем.
  3. Обоснование потребности по приобретению услуги, продукции и работы.
  4. Заполнение бланка и направление его учредителю.
  5. Корректировка проекта.
  6. Введение в действие руководством документа и публикация в ЕИС (Единой информационной системе).

Чтобы собрать аналитический материал о потребностях и нуждах заказчика, всеми структурными подразделениями предприятия подаются служебные записки со списками товаров, услуг и работ, которые следует купить в следующем году.

Затем сведения группируются по однородным признакам. Отдельно выделяются объекты, которые будут приобретены у единственного поставщика, а также путем запроса предложений. Статьей 93 закона № 44-ФЗ оговаривается перечень ситуаций, когда заключить контракт можно без проведения конкурсных процедур.

При составлении документа обязательно делается обоснование на покупку того или иного объекта в точном согласовании с конкретными целями деятельности заказчика.

К товару, работе и услуге предъявляются четкие требования по:

Структура обоснования плана следующая:

  • код идентификации;
  • название объекта;
  • цель приобретения;
  • обоснование точного соответствия предполагаемой покупки выбранной цене;
  • нормирование с учетом конкретных нормативных актов.

Программа закупок для общегосударственных нужд формируется по форме, утвержденной Правительством РФ. Субъекты РФ и муниципальные власти вправе вводить в действие свои бланки данного документа.

Проект документации передается на рассмотрение распорядителю бюджета конкретного уровня. После внесения всех коррективов, он подписывается руководством государственного органа или учреждений и размещается на портале ЕИС.

Сроки

Документация готовится заблаговременно, поскольку законодательство содержит правила по срокам подготовки, утверждения и публикации в системе.

«Глубина» планирования

Период планирования определяется исходя из того, на какую продолжительность времени принимается бюджет каждого уровня. В общероссийском масштабе ориентиром служат законы о бюджете РФ и внебюджетных фондов государства. Как правило, это следующий финансовый период и два плановых.

Региональные организации опираются на закон о бюджете конкретного региона (формируется на 3 года), муниципальные – на акт о бюджете муниципалитета (утверждается на 12 месяцев или три года).

Сроки подготовки, утверждения и размещения плана закупок

После подписания бюджета до заказчиков доводятся лимиты финансирования. На их основе составляется программа финансово-хозяйственной деятельности и заполняется план.

Заказчики подписывает программу заказов до окончания 10 суток с момента:

  • когда стали известны объемы в денежном эквиваленте согласно бюджету (госзаказчики от имени государства и федерального субъекта России);
  • утверждения руководством плана финансово-хозяйственной деятельности (ФГБУ, ФГУП, БУ, ГУП, МУП);
  • подписания соглашений о субсидиях, выделяемых для капитального строительства или покупки недвижимости (ФГАУ, АУ).

Размещается документ на портале ЕИС до окончания 72 часов после утверждения.

Особенности составления плана заказов

Документ заполняется по форме, принятой Постановлениями Правительства РФ от 21.11.2013 года № 1043 и от 05.06.2015 года № 552 .

Обязательные реквизиты

Документ состоит из вводной информации и таблицы из 15 граф. В него заносятся следующие сведения:

  • название и подробные реквизиты покупателя;
  • коды, указываемые при регистрации в компетентном органе и внесенные в классификаторы;
  • номер идентификации;
  • цель приобретения услуг, продукции, работ, согласующаяся с программами, принятыми на общероссийском, региональном и муниципальном уровнях;
  • название конкретного объекта;
  • предполагаемый год организации торгов;
  • объем денежного обеспечения;
  • сроки или периодичность реализации обязательств по договору;
  • сведения об особых требованиях по отношению к объекту (инновации, высокая технологичность, сложность и т.д.);
  • дата и наименование изменений;
  • дата введения в действие документа;
  • подписи и ФИО специалистов, ответственных за планирование;
  • приложения (аргументация по каждой позиции).

Обоснование необходимости закупок

Порядок обоснования потребности в приобретении услуг, товаров, и работ устанавливается Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 года № 555 . В процессе данной процедуры заказчик готовит аргументацию по:

  • выбору конкретных объектов;
  • НМЦК (начальной максимальной цене контракта), стоимости договора с единственным поставщиком;
  • способу выбора исполнителя по обязательствам.

Форма документа включает 7 граф, в которые вносятся сведения о:

  • номере записи;
  • идентификаторе;
  • названии объекта;
  • конкретной программе определенного уровня;
  • мероприятии, включенном в программу и соответствующем полномочиям организации;
  • обосновании соответствия предмета будущего контракта данному мероприятию и функциям заказчика;
  • реквизитах акта, предъявляющего требования к каждому объекту и нормированию затрат.

Порядок публикации документа

Размещение в ЕИС перечня закупок делается в виде электронного образа документации, который подписывается ЭЦП. Для публикации дается 72 часа с момента введения в действие.
Информация, относящаяся к государственной тайне, освобождаются от размещения в публичном пространстве.

Если в документ внесли изменения, то на портале регистрируется новая редакция. Предыдущие варианты сохраняются и остаются в системе . Сведения проверяются автоматически.

Дополнительно заказчики могут выкладывать планы на собственных интернет-ресурсах или делать официальные публикации в любых изданиях печатной продукции.

Основания и порядок внесения изменений

В случае возникновения определенных обстоятельств в документ включаются изменения. Основаниями служат такие ситуации:

  • поменялись цели приобретения и условия по объектам;
  • подготовлены изменения и дополнения в закон о бюджете каждого уровня;
  • реализуются нормативные акты, введенные в действие после того, как утверждена программа по закупкам;
  • скорректирован объем финансирования и лимитов, соглашения о субсидиях, числовые данные плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • исполняется решение, принятое покупателем после того, как общественность обсудила закупку;
  • используется экономия, появившаяся после проведения торгов;
  • выдано предписание контролирующего органа и прочие.

Управляющий или контрактная служба готовят изменения и направляют на согласование с уполномоченным сотрудником. После подписания и введения в действие изменений они заносятся в ЕИС до окончания 3-их суток.

Ответственность за нарушения при составлении плана

Если заказчик допускает нарушения законодательства при планировании, он привлекается к административной ответственности по статьям 7.29 — 7.32 КоАП РФ .

Разновидности проступков:

  • включение в документ объектов, которые не отвечают целям закупки, требованиям по предмету договора, и нормам по затратам;
  • несоблюдение правил обоснования НМЦК;
  • подписание контракта с единственным исполнителем без достаточного обоснования;
  • нарушение сроков подписания и внесения в ЕИС.

Факты несоблюдения нормативных требований выявляются в ходе плановых проверок, внеплановых мероприятий на основе жалоб заинтересованных лиц . Контролирующий орган зачастую отслеживает информацию, содержащуюся в ЕИС. В зависимости от вида нарушения размер штрафа варьируется от 5 000 руб. до 50 000 руб.

Таким образом, составление плана закупок входит обязанности заказчика. Документ составляется по специальной форме. В него могут вноситься изменения при наступлении определенных обстоятельств. За нарушение правил формирования документа лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Практические советы по составлению плана закупок в соответствии с законом 44-ФЗ можно найти в видео ниже.

Учреждение может проводить закупки только в соответствии с планом-графиком. Это основной документ, который отражает потребности заказчика.

Если закупки нет в плане-графике, то ее провести нельзя. Об этом напомнило Минэкономразвития России в письме от 29 января 2015 г. № Д28и-171.

Фактически план-график - это перечень товаров (работ, услуг), которые планируют купить через:

  • конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый);
  • аукцион (в электронной форме, закрытый);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Об этом сказано в части 2 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), пункте 4 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н.

Учитывая все это, грамотный подход к плану-графику в дальнейшем поможет избежать многих проблем. В частности, срыва сроков закупок, а также административной ответственности за нарушение их порядка.

Внимание! Если заказчик не разместит план-график или разместит его с нарушениями законодательства о закупках, то есть риск понести административную ответственность.

Ответственность устанавливают части 1.4, 3 статьи 7.30 КоАП РФ. Они предусматривают наложение штрафа:

1) за неразмещение плана-графика:

  • на учреждение-заказчика - в размере 500 000 руб.;
  • на контрактного управляющего (сотрудника контрактной службы или другое должностное лицо) - в размере 50 000 руб.;

2) за размещение с нарушением законодательства:

  • на учреждение-заказчика - в размере 50 000 руб.;
  • на контрактного управляющего (сотрудника контрактной службы или другое должностное лицо) - в размере 15 000 руб.

Кто составляет

Составить и разместить в Единой информационной системе (далее - ЕИС) план-график должен ответственный за это сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий. Об этом сказано в пункте 2 части 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ.

Если госорган передал полномочия по закупкам другой организации, то план-график составляют и ведут сотрудники этой организации - от имени госоргана (ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, п. 6.1 совместного письма от 17 декабря 2014 г. Минфина России № 02-02-05/65137 и Минстроя России № 26484-ЮР/08).

Как составить

Составлять планы-графики нужно исключительно в структурированном виде (от 26 июня 2015 г. № Д28и-1944, от 9 июня 2015 г. № Д28и-1643). Для этого нужно заполнить специальную электронную форму в ЕИС. При этом предварительно можно подготовить план-график в бумажном виде, а уже затем перенести его в ЕИС.

Пример создания плана-графика

В ГУ «Альфа» объем средств, доведенный учредителем на 2016 год, составил 10 200 000 руб.

В декабре 2015 года по итогам конкурентных закупок «Альфа» заключила контракты со сроком исполнения в 2016 году на сумму 3 455 000 руб.

Сумма средств, которые к закупкам не относятся (зарплата, налоги и взносы и т. д.), составила 5 045 000 руб.

Исходя из полученных данных, контрактный управляющий Глебова А.С. рассчитала сумму средств на закупки, которые будут включены в план-график и проведены в 2016 году:

10 200 000 руб. - 3 455 000 руб. - 5 045 000 руб. = 1 700 000 руб.

То есть контракты, заключенные в 2015 году, средства на зарплату (другие выплаты сотрудникам) и налоги в план-график на 2016 год не включены.

Оставшиеся денежные средства Глебова распределила следующим образом:

  • на закупку электроэнергии у единственного поставщика - 300 000 руб. (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • на закупку услуг местной телефонной связи у единственного поставщика - 75 000 руб. (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • малые закупки до 100 000 руб.: 257 750 руб. ((10 200 000 руб. - 5 045 000 руб.) × 5%);
  • закупки путем проведения запроса котировок: 515 500 руб. ((10 200 000 руб. - 5 045 000 руб.) × 10%);
  • закупки у СМП и СОНКО: 678 337,50 руб. ((10 200 000 руб. - 5 045 000 руб. - 300 000 руб. - 75 000 руб. - 257 750 руб.) × 15%).

На основании полученных расчетов Глебова составила и разместила план-график в ЕИС.

Как разместить в ЕИС

Подготовленный и утвержденный план-график необходимо разместить в ЕИС для общего доступа всех заинтересованных лиц. Это правило действует для всех заказчиков. Исключение - федеральные госорганы и федеральные казенные учреждения. Они публикуют свои планы-графики через систему «Электронный бюджет».

Такой порядок установлен в пунктах 2, 8 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н, пунктом 5 Порядка, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20н.

Что считать датой принятия закона? Для федерального закона это день принятия его Госдумой в окончательной редакции (ст. 2 Закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ). Для других законов эта дата определяется на соответствующем уровне. Например, в части законов г. Москвы установлено, что такой датой признается день, когда их приняла Московская городская дума (ч. 2 ст. 12 Закона г. Москвы от 8 июля 2009 г. № 25).

Например, федеральные заказчики должны были разместить планы-графики на 2016 год не позднее 4 января 2016 года. Ведь Закон о федеральном бюджете на 2016 год Госдума приняла 4 декабря 2015 года.

В свою очередь региональные и муниципальные учреждения размещают планы-графики не позднее месяца после принятия закона (решения) о региональном или местном бюджете.

В каком виде нужно разместить план-график

План-график закупок и изменения в него нужно разместить в электронном виде. Для этого необходимо заполнить электронные формы интерфейса ЕИС в личном кабинете. Связано это с тем, что функция по размещению планов-графиков в неструктурированной форме теперь недоступна. Это следует из информационного сообщения от 27 апреля 2015 г.

Нужно ли заказчику размещать в ЕИС план-график, если у учреждения запланированы закупки, которые составляют государственную тайну?

Да, план-график в любом случае необходимо разместить в ЕИС.

Однако сведения по секретным закупкам нужно предварительно из него исключить. Вывод о том, что их публиковать нельзя, следует из пункта 3 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н.

При этом специалисты Минэкономразвития России в частных разъяснениях рекомендуют заказчикам, которые проводят секретные закупки, оформлять два плана-графика. А именно:

  • план-график с секретными сведениями. Такой план-график размещать в ЕИС не нужно, это будет внутренний документ заказчика;

Как внести изменения

В течение года у учреждения могут измениться потребности в товарах, работах и услугах (например, возникнет потребность в срочном ремонте). Также возможно, что при планировании закупок не были учтены какие-то потребности или план-график составлен с ошибками.

Заказчик может внести изменения, если:

  • более чем на 10 процентов изменилась стоимость планируемых к закупке товаров (работ, услуг) (письмо Минэкономразвития России от 1 июля 2015 г. № Д28и-1804);
  • закупку отменили;
  • изменился срок проведения закупки, способ, срок исполнения контракта;
  • появилась экономия средств на закупки;
  • возникли обстоятельства, которые при составлении плана-графика предвидеть было невозможно (например, изменилось количество планируемых к закупке товаров);
  • заказчику выдали предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов, в том числе об аннулировании торгов.

Об этом сказано в пункте 15 Порядка, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20н.

Совет: Данные о закупках у единственного поставщика (в частности, малые закупки до 100 000 или 400 000 руб.) имеет смысл . В таком случае если заказчик проведет незапланированную закупку и сумма всех уже сделанных закупок (с учетом незапланированной) по определенному коду еще не превысит сумму, указанную в плане-графике, то изменения можно будет не вносить. В дальнейшем же заказчик сможет исправить план-график, если увидит, что сумма сделанных закупок грозит превысить сумму, указанную в плане-графике по соответствующим кодам.

В какой срок нужно внести изменения в план-график

Как правило, изменения в план-график нужно вносить за 10 календарных дней до дня, когда будет:

  • произведена публикация извещения о закупке в ЕИС;
  • направлено приглашение на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • заключен контракт (если извещение о закупке или приглашение к участию в определении поставщика не предусмотрено).

Но в некоторых случаях можно внести изменения в сжатые сроки . Это можно сделать при следующих обстоятельствах:

  • заказчик проводит запрос котировок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера - изменения вносят в день направления запроса о представлении котировок участникам закупок;
  • заказчик проводит закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или срочного медицинского вмешательства - изменения вносят за один календарный день до даты заключения контракта.

А с 1 января 2017 года нужно будет также вносить изменения о том, что закупка признана несостоявшейся по причине того, что участники не подали заявки либо все заявки были отклонены. В срок - не позднее чем за один календарный день до размещения в ЕИС извещения о новой закупке.

Такой порядок установлен в пунктах 9 и 28 части 1 статьи 93, пункте 2 части 3 статьи 112 Закона № 44-Ф3, пунктах 2, 6, 7, 8 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н.

В какой срок нужно разместить изменение в ЕИС

Изменение нужно разместить в ЕИС не позднее трех рабочих дней с даты, когда заказчик внес изменения в план-график (п. 6 Порядка, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20н). Определить дату, которой вносились изменения, можно по дате, которой утвердили измененный план-график, а дополнительным подтверждением послужит приказ.

Нужно ли заказчику издать приказ на внесение изменений в план-график по Закону № 44-ФЗ?

В законодательстве такого требования нет. Но на практике это зачастую делают (с учетом правил внутреннего документооборота). Приказ позволит контролировать сроки, в течение которых надо размещать изменения в ЕИС и проводить закупки.

Ведь даты, когда заказчик должен внести изменения в план-график и опубликовать их в ЕИС, не совпадают. Поэтому у контролирующих органов могут возникнуть вопросы о том, что сроки соблюдены (что план-график опубликован в течение трех дней после внесения в него изменений). А приказ как раз поможет это доказать.

Как аннулировать опубликованный план-график

Интерфейс ЕИС предусматривает возможность аннулировать опубликованный план-график. Но это можно сделать, только если учреждение прекращает деятельность. В остальных случаях аннулирование плана-графика не допускается.

После того как заказчик аннулирует план-график, он не сможет его повторно разместить на период аннулированного.

Нет, аннулирование в такой ситуации не подходит.

Заказчику для исправления необходимо воспользоваться функцией .

В целях повышения эффективности и рациональности распределения и использования денежных средств для обеспечения федеральных и муниципальных нужд, каждая организация должна проводить планирование закупок в соответствии с 44-ФЗ. Это помогает эффективно использовать финансовые ресурсы и минимизировать коррупцию в сфере торгов.

С 1 января 2016 года вступило в силу двухэтапное планирование, помимо плана-графика заказчик должен сформировать и предоставить план закупок. К нему установлены определенные требования.

План закупок 2018

План закупки в обязательном порядке должен размещаться на сайте zakupki.gov.ru в открытой части. Формируется он на срок 3 года и отражает все тендеры, которые организация планирует осуществлять в этот период. Даже если они будут проводиться в разных формах, например, аукционах, конкурсах или в форме запроса котировок, их все необходимо отразить в документе.

Логично предположить, что сложно со стопроцентной точностью указать все необходимые товары, услуги или работы, которые потребуются на такой долгосрочный период.

Совет: основные статьи расхода можно указать исходя из опыта предыдущих периодов. А нормативные акты допускают изменение в плане закупок с обоснованием этих поправок.

Правовые нормы, регламентирующие план закупок

Ст. 17 44-ФЗ устанавливает правила формирования плана закупок.

Для организаций федерального уровня документом, регламентирующим правила утверждения плана закупок является Постановление Правительства РФ № 552 от 05.06.2015.

Заказчики на уровне субъектов и муниципальных образований должны руководствоваться Постановление Правительства № 1043 от 21.11.2013.

В них четко описаны требования, которые необходимо соблюдать для корректной подготовки плана закупок. В течение 10 рабочих дней дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (или после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в случае бюджетного учреждения).

Утвержденный план закупок должен быть размещен в ЕИС в течение 3-х рабочих дней с даты утверждения плана-графика (или с даты внесения в него изменений.

Информация, содержащаяся в плане закупок

Данные, которые должны быть отражены в плане-закупок указаны в ч.2 ст. 17 44-ФЗ:

1) идентификационный код закупки;
2) цель осуществления закупки;
3) наименование объекта закупки;
4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
6) обоснование закупки;
7) информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ;
8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.

Изменения в плане закупок

Законом предусматриваются ситуации, при которых возможно изменение к в плане закупок по 44-ФЗ. Отметим некоторые из них:

    При изменении целей осуществления закупки и требований к объекту закупки.

    При внесении изменений в закон (нормативный акт) или выходе новых правовых актов принятых после утверждения плана закупок и

    При изменении федерального бюджета (бюджета субъектов РФ или местного) на текущий финансовый год и плановый период.

    В результате других обоснованных вариантов внесения изменений. Основания для них отражены в документе, регламентирующем ведение плана закупок.

Пояснения к плану закупок на 2018 год

Минфин РФ совместно с Федеральным казначейством составили руководство, которое поможет госзаказчикам своевременно сформировать, утвердить и разместить план закупок на 2018 год согласно требованиям законодательства.

Заказчикам необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. При формировании в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» плана закупок можно объединить в одну позицию несколько кодов ОКПД2, которые ранее были детализированы в обосновании сметных показателей.
  2. Формирование и утверждение плана закупок и плана-графика закупок производится исходя из доведенных лимитов бюджетных обязательств. При необходимости, в течение 2018 года можно будет вносить уточнения и изменения в план закупок и планы-графики закупок.
  3. Изменения в план закупок сперва вносятся в системе «Электронный бюджет», а затем передаются для размещения в ЕИС. Если необходимо изменить планы-графики закупок, без изменения плана закупок, то это делается сразу в Единой информационной системе.
  4. Для передачи утвержденных планов закупок и последующего контроля было настроено информационное взаимодействия между подсистемой бюджетного планирования и ЕИС. Сформированные и утвержденные в «Электронном бюджете» планы закупок автоматически перенаправляются в личные кабинеты заказчиков в ЕИС.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные заказчики обязаны обосновывать и планировать свои закупки в соответствии с требованиями закона №44-ФЗ и специальными постановлениями Правительства РФ. Функции планирования возложены на контрактных управляющих и контрактные службы заказчиков (ч.4ст.38 закона № 44-ФЗ). Необходимо заострить на этом внимание, поскольку ответственность за составление и актуализацию планов-графиков несут сотрудники контрактной службы либо контрактные управляющие.

Обратите внимание, что с этого года план-график должен содержать графу «Утверждаю», которая должна быть обязательно заполнена. Соответственно, если в вашей региональной системе в электронном плане-графике нет такой графы, то вам необходимо распечатать форму плана с этой графой.

Какие статьи закона 44-ФЗ регламентируют планирование?

  1. План закупок и обоснование - ст. 17 закона № 44-ФЗ.
  2. План-график - ст. 21 закона № 44-ФЗ.
  3. Обоснование закупок для целей формирования плана закупок и плана-графика - ст. 18 закона № 44-ФЗ.
  4. Нормирование в сфере закупок - ст. 19 закона № 44-ФЗ.
  5. Идентификационный код закупки - ст. 23 закона № 44-ФЗ.

Есть нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность заказчиков на федеральном и региональном уровнях.

Нормативные правовые акты для заказчиков федерального уровня:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;

Нормативные правовые акты для заказчиков уровня субъекта РФ или уровня муниципального образования:

  1. Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме...»
  2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана- графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»

Заказчикам необходимо следить за изменениями этих постановлений. Ряд таких изменений вступил в силу с 1 января, о них речь пойдет ниже.

На местном уровне также должны быть утверждены законодательные акты, которые регламентируют планирование, составление планов закупки и планов-графиков в регионе. При этом субъекты РФ и муниципальные образования имеют право корректировать сроки формирования планов, основания для внесения изменений в планы, включать дополнительные сведения в формы планов.

Например,

В Самарской области действуют Постановления Правительства СО № 761 и № 750 от 23.11.2015, которые регламентируют порядок и сроки размещения и утверждения планов.

Информация о таких правовых актах о порядке формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок для заказчиков вашего субъекта РФ или муниципального образования доступна в ЕИС в реестре нормативно-методической и справочной информации по регулированию контрактной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/

Какие еще нормативные правовые акты нужны заказчику по 44-ФЗ при планировании закупок?

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1168 «Об утверждении Правил размещения в ЕИС в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Приказ Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422 «Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки».

Ряд поправок в указанные постановления внесло Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 №73, в соответствии с которым с 1 января 2018 года внесены изменения, в том числе, в требования к форме планов закупок (ПП РФ 1043, ПП РФ 552):

Итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах (в случае если закупки планируется осуществить по истечении планового периода), следует детализировать на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.

Только отдельные заказчики обязаны детализировать средства по КБК. Например, бюджетные и автономные учреждения, созданные субъектами РФ или муниципальными образованиями, не детализируют объем финансового обеспечения по соглашениям о предоставлении субсидий из соответствующих бюджетов.

Второе изменение, которое касается уже всех заказчиков, - это требования к планам-графикам (изменения в ПП РФ 553, ПП РФ 554):

План-график закупок должен содержать приложения, содержащие обоснования в отношении каждого объекта закупки, в том числе: обоснование НМЦК, заключаемого с единственным поставщиком, определяемых в соответствии со статьей 22 Федерального закона, с указанием включенных в объект закупки количества и единиц измерения товаров, работ, услуг (при наличии).

Это изменение повлекло за собой увеличение объемов работы для заказчиков, тем более что исключений для малых закупок по пунктам 4 и 5 здесь нет. Соответственно, формируя план-график, заказчик должен формировать расчет НМЦК по каждой позиции и прикладывать его к плану-графику.

Сроки, на которые формируются планы закупок, остались прежними и составляют срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, то есть стандартно речь идет о трехлетнем планировании. План готовится заблаговременно.

Таким образом, период, на который необходимо формировать план закупок, зависит от того, на сколько лет принят бюджет, и, соответственно, от уровня заказчика. Для заказчиков федерального уровня актами, определяющими срок планирования, являются закон о федеральном бюджете и закон о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ. Для заказчиков уровня субъекта - закон субъекта о бюджете, закон субъекта о территориальных внебюджетных фондах. Для заказчиков муниципального уровня - муниципальный правовой акт о бюджете.

Обратите внимание, что план формируется на срок утвержденного бюджета вне зависимости от того, на какой срок и сумму заказчику довели лимиты бюджетных обязательств.

Сроки формирования проектов планов закупок, установленные ранее, отменены, и теперь они соответствуют постановлениям, принятым на региональном уровне.

Сроки утверждения и размещения планов закупок

После утверждения бюджета и соответственно доведения лимитов / утверждения плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности/ заказчики обязаны:

­
  • утвердить план закупок в течение 10 рабочих дней;
  • ­разместить его в ЕИС в течение 3 рабочих дней.

Важно! В соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. День размещения ПГ не входит в расчет 10 календарных дней (отсчет начинается со следующего дня).

Если срок в законе указан в календарных днях и конец срока попадает на выходной день, то он переносится на первый рабочий день после окончания срока. Если указаны рабочие, дни, то, соответственно, считаются только рабочие дни.

Пример: если план финансово-хозяйственной деятельности утвержден учредителем 29 декабря 2017 года, то план закупок должен быть утвержден до 22 января 2018 года и размещен в ЕИС до 25 января 2018 года.

Отдельно в ПП РФ 73 установлены сроки утверждения планов закупок для унитарных и автономных предприятий:

­
  • для ГУПов и МУПов - 10 рабочих дней с момента утверждения ПФХД;
  • ­ для автономных учреждений - 10 рабочих дней с момента заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Нормирование

С 1 января 2016 г. вступили в силу положения о нормировании закупок в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ, а, следовательно, объекты закупок в проекты планов закупок должны включаться с учетом нормативных затрат.

Обоснование закупок

С 1 января 2016 года заказчики должны осуществлять обоснование закупок при планировании своих закупок (ПП РФ от 05.06.2015 № 555). Это относится как к плану закупки, так и к плану-графику.

Алгоритм формирования и утверждения плана закупок на 2018 - 2020 годы

Шаг первый. Прежде чем сформировать план закупки, необходимо подготовить его проект по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043, в котором содержатся четкие требования по заполнению формы плана закупок.

Шаг второй. Направить проект плана закупок в органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей, главным распорядителям бюджетных средств, в срок, установленный местными актами

Государственные заказчики должны предоставить планы закупок главным распорядителям бюджетных средств, а бюджетные учреждения — учредителям). Это обычно происходит летом.

Шаг третий. После отправления проектов в вышестоящие учреждения при необходимости они корректируются. После этого на основании утвержденных планов финансово-хозяйственной деятельности или лимитов бюджетных обязательств в течение десяти рабочих дней утверждается план закупок.

Государственные заказчики должны утвердить планы закупок в течение 10 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств, а бюджетные учреждения и унитарные предприятия — после утверждения плана ФХД.

Шаг четвертый. Утвержденные планы размещаются в ЕИС в течение трех рабочих дней со дня утверждения. План закупок должен содержать распределение полного объема планируемых закупок на весь плановый период.

План закупок не содержит каждую конкретную закупку, а включает в себя информацию в агрегированном виде - объемы финансирования на конкретные цели. Расшифровка каждой конкретной закупки производится в плане-графике, который составляется на основании плана закупки.

Особенности заполнения формы плана закупок

Для того чтобы сформировать план, необходимо заполнить установленную форму.

Во-первых, при составлении плана закупки необходимо обосновать объект закупки и соответствие этого объекта цели закупки и установленным требованиям к товарам, работам, услугам.

При формировании плана-графика на финансовый год обосновывается НМЦК, способ определения поставщика и дополнительные требования к участникам закупки (при наличии).

План закупки состоит из пятнадцати граф:

  1. Идентификационный код.
  2. Цели осуществления закупок.
  3. Наименование объекта закупки.
  4. Объемы финансового обеспечения.
  5. Планируемый год размещения извещения/контракта.
  6. Объем финансового обеспечения.
  7. Сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок.
  8. Сведения о КОУ и 2-х этапных конкурсах (да/нет).
  9. Информация об обязательном общественном обсуждении закупки (да/нет).
  10. Дата, содержание и обоснование изменений.

Идентификационный код закупки (строка 2)

Хоть идентификационный код закупки (ИКЗ) и формируется системой автоматически, необходимо понимать, как он формируется и что в него попадает.

Год размещения

1-2 разряды

Указываются последние две цифры года размещения извещения об осуществлении закупки, либо направления приглашения, либо заключения контракта с единственным поставщиком. Даже если закупка была на 2018 год, но извещение о закупке размещено в 2017 году, то следует вводить число «17», и данная закупка попадет в план-график предыдущего года.

Код Заказчика

3-22 разряд

Идентификационный код заказчика (код формы собственности + ИНН + КПП) берется из регистрационных данных в личном кабинете в ЕИС.

Номер по плану закупки

23-26 разряд

План закупки составляется на три года. В пределах каждого года идет своя нумерация. В ИКЗ указывается номер закупки, включенной в сформированный (утвержденный) заказчиком на очередной финансовый год и плановый период план закупок (значения от 0001 до 9999 присваиваются в порядке возрастания в пределах года, в котором планируется осуществить размещение извещения об осуществлении закупки, заключение контракта с ЕП).

В порядке возрастания в пределах года: 1,2,3. С нового года - новая нумерация.

Номер по плану -графику

27-29 разряды

Указывается номер закупки, включенной в сформированный (утвержденный) заказчиком на очередной финансовый год план-график закупок (значения от 001 до 999 присваиваются в порядке возрастания в пределах соответствующего порядкового номера закупки в плане закупок).

На этапе составления плана закупок ставятся нули.

Код объекта из каталога

30-33 разряды

Информация о коде объекта закупки по каталогу ТРУ, формируемому на основе ОКПД2, с детализацией до группы товаров (работ, услуг):

30-31 разряды - класс;

32 разряд - подкласс;

33 разряд - группа. За исключением «укрупненных закупок» *

«… в случае приобретения в составе одного лота нескольких товаров (работ, услуг), относящихся к разным группам по коду ОКПД2, заказчик при формировании ИКЗ в 30 - 33 разрядах указывает значение "0000".»

Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 N ОГ-Д28-5071

Код расхода

34-36 разряды

Код вида расходов по бюджетной классификации РФ

* «Укрупненная» информация по каждому коду КБК (Контракты в рамках одного пункта имеют один ИКЗ)

Информация о закупках указывается одной строкой в отношении каждого из следующих объектов закупок:

­
  • лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона;
  • ­товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (в случае заключения заказчиком контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона);
  • ­товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (в случае заключения заказчиком контракта в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона);
  • ­услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку, (в случае заключения заказчиком контракта в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 93 Федерального закона);
  • ­преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
  • ­услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами.
  • ­услуги по содержанию и ремонту нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (пункт 23 части 1 статьи 93)
  • ­закупки услуг у физических лиц для целей Росстата (пункт 42 части 1 статьи 93)
  • ­услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (пункт 44 части 1 статьи 93).

Документы, содержащие указание на ИКЗ

Документы, в которых должен указываться ИКЗ, перечислены в части 1 статьи 23 закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

­
  • план закупок
  • ­план-график
  • ­извещение об осуществлении закупки, приглашение принять участие в определении поставщика, осуществляемом закрытым способом
  • ­документация о закупке
  • ­контракт (ИКЗ указывается заказчиком в том числе в контрактах заключенных в соответствии с пп. 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. При этом в таком ИКЗ в разрядах 30 - 33 указываются значение 0. Письмо Минэкономразвития России от 15.03.2017 N Д28и-1118)
  • ­иные документы, предусмотренные законом

Данный перечень открытый.

По факту ИКЗ указывается и в других документах: отчеты об исполнении контракта (ИКЗ проставляется автоматически), приемочные документы по контракту, акты внешней экспертизы, реестровая запись контракта (автоматически), реестр недобросовестных поставщиков (ФАС России), Реестр банковских гарантий (проставляет банк), соглашения о проведении совместных (централизованных) закупок и др.

ИКЗ также указывается:

­
  • при проведении совместных конкурсов и аукционов (подпункт 1.1 пункта 1 части 1 статьи 25 Закона N 44-ФЗ);
  • ­в реестре контрактов, заключенных заказчиками (пункт 12 части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ);
  • ­в реестре недобросовестных ППИ (пункт 5 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ);
  • ­в протоколах определения поставщиков.

Ответственность

Неуказание ИКЗ в документах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, может повлечь ответственность, установленную действующим законодательством. Согласно части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение в ЕИС документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством.

Обратите внимание!

Следите за тем, чтобы ИКЗ всегда был указан верно. Если ИКЗ сформирован неправильно, то изменить его, не отменяя саму закупочную процедуру, невозможно.

Цели осуществления закупок (строки 3-4)


В строке «Цель осуществления закупки» указывается информация о цели закупки. Для этого сначала заполняется поле «Тип цели» путем выбора одного из значений выпадающего списка:

  1. достижение целей государственной программы (в том числе целевая федеральная программа, ведомственная целевая программа, иной документ стратегического и программно-целевого планирования)
  2. исполнение международных обязательств
  3. выполнение функций и полномочий государственных органов

Чаще всего выбирается значение «достижение целей государственной программы». Тогда нужно выбрать саму программу из справочника программ (более 700 позиций), а результат ввести самим с помощью клавиатуры.

Например: Профилактика инфекционных заболеваний, включая имунопрофилактику. Результат - снижение заболеваемости инфекционными заболеваниями.

Строки 5 - 12


5.Наименование указывается произвольно и может быть сформировано: канцелярские товары, офисная мебель, лекарственные средства, услуги связи проводные и т.д.

6.Год размещения извещения: Указывается год, когда планируется разместить извещение или заключить контракт (если извещение не формируется).

7 - 11.Объем финансового обеспечения: это не НМЦК, а объем финансового обеспечения по каждому году, например, на лекарственные средства.

12.Сроки, периодичность осуществления закупок: Указывается частота проведения закупок и получения ТРУ (Ежедневно, по мере необходимости, ежемесячно, один раз в год и другое).

Строки 13-15

13. Дополнительная информация: Сведения о закупках, которые по причине технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить только поставщики (подрядчики, исполнители) имеющие необходимый уровень квалификации, а также научные исследования, изыскания, проектные работы. Формат: ДА или НЕТ .

14. Информация об обязательном общественном обсуждении. Формат: ДА или НЕТ .

Основания для внесения изменений в план закупок на примере постановления № 552 для федеральных заказчиков

­ Приведения планов в соответствие в связи с изменением: ­
  • целей осуществления закупок,
  • ­требований к закупаемой продукции (в т.ч. предельной цены) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков;
  • ­Изменения в закон (решение) о бюджете;
  • ­Реализация законов (местных НПА), решений (поручений) Президента РФ, Правительства РФ, высших исполнительных органов власти в субъекте РФ;
  • ­Изменение доведенных лимитов;
  • ­В результате обязательного общественного обсуждения;
  • ­Использование экономии;
  • ­Выдача предписания;
  • ­Изменение сроков и (или) периодичности приобретения ТРУ;
  • ­Возникновение обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок невозможно.

Переходящие закупки

Часто бывают закупки, контракты по которым заключаются в одном году, а исполняются в следующем (например, продукты питания, услуги связи и т.д.). Возникает вопрос, в план закупок какого года вносить такие закупки. Конечно же их следует вносить в план закупок 2017 года. Но сумма отражается в платежах 2018 года (планируемые платежи).

Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок

N п/п ИКЗ Наименование объекта закупки Наименование целевой программы Наименование мероприятия государственной программы, функции государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора РФ Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных в соответствии со статьей 19 нормативных правовых (правовых) актов, устанавливающих к определению нормативных затрат
1 2 3 4 5 6 7

В форму обоснования вносятся следующие данные:

Колонка 2. Идентификационный код. (Порядок формирования ИКЗ установлен Приказом МЭР № 422 от 29 июня 2015 г.).

Колонка 3. Наименование объекта закупки. Оно практически соответствует тому, что в существующих планах-графиках называется «наименование предмета контракта» - например, Персональный компьютер

Колонка 4. Наименование государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы. В том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования, если закупка планируется в рамках указанной программы. В настоящий момент в соответствии с бюджетным законодательством, которое предусматривает самое широкое применение программно-целевого метода управления и бюджетирования, деятельность государственных и муниципальных учреждений, как правило, осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ. В рамках этих программ формируются и бюджетные расходы на деятельность учреждений (ч. 4 ст. 21, ст. 179 БК РФ).

Например, в Московской области деятельность областных госучреждений среднего профессионального образования осуществляется в рамках региональной Государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 - 2018 годы (подпрограмма «Профессиональное образование»).

Колонка 5. Наименование мероприятия государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы. В том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора РФ. В качестве целей закупок федеральное законодательство предусматривает не только реализацию государственных или муниципальных программ, но также выполнение международных обязательств РФ, функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными и территориальными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов, за исключением выполняемых в рамках государственных и муниципальных программ.

Пример наименования мероприятия

Улучшение материально-технической базы государственных учреждений профессионального образования

(если закупка планировалась бы за счет бюджетных средств, передаваемых учреждению в виде субсидии на цели, не связанные с выполнением госзадания)

либо

«осуществление образовательной деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг в образовательных организациях профессионального образования»

(если закупка за счет внебюджетных средств учреждения, получаемых им за оказание платных образовательных услуг).

Если закупка проводится согласно Закона №233-ФЗ, то обоснование не требуется.

Колонка 6. Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ. В данном пункте необходимо указать, каким образом осуществление закупки соответствует указанному выше мероприятию государственной или муниципальной программы.

Колонка 7. Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных НПА, устанавливающих требования к нормированию или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта закупки. Например, если планируется закупка автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа с персональным закреплением, то стоить такой автомобиль может не дороже 2,5 млн руб., если для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения этого органа - не дороже 1,5 млн руб. Если планируется закупка ТРУ, по которым будет установлено такое нормирование, в колонке необходимо указать реквизиты соответствующего нормативного правового акта или написать, что акт не утвержден.

Внимание!

Прежде чем заполнить обоснование изучите. Постановления по нормированию действующие в вашем регионе

Пример обоснования СГОЗ у ЕП по п.4,5 в соответствии с Правилами обоснования закупок (Постановление Правительства РФ от 05.06. 2015 №555)

Идентификационный код закупки Наименование объекта и (или) объектов закупки Наименование государственной программы или программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы (в том числе целевой программы, Наименование мероприятия государственной программы или программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных в соответствии со статьей 19 Закона нормативных
2 3 4 5 6 7
Закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 (400) тыс. рублей (в соответствии с п. 4 (п.5) ч. 1 ст.93 Федерального закона) Муниципальная программа "Развитие образования " на 2016-2020 годы. Расходы на обеспечение деятельности муниципальных образовательных учреждений «Школьное и дошкольное питание», «Обеспечение безопасности образовательных учреждений … муниципального района», Субвенции на обеспечение обучающихся в младших классах (1-4 включительно) бесплатным питанием. Закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия подпрограммы НПА не утвержден

Как правильно сформировать план-график на 2018 год, сроки составления и корректировки плана

Говоря о плане-графике, следует помнить о трех постулатах:

  1. План-график является основанием для осуществления закупок.
  2. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч.11 ст.21).
  3. Формируется заказчиком в соответствии с планом закупок (ч.2 ст.21)

Сроки подготовки плана-графика

Государственные заказчики

Бюджетные учреждения

Унитарные предприятия

Учреждения

АУ и другие

(ч. 4 и ч.6 ст.15)

Формирование

Проекта плана графика в сроки, установленные:

Учредителем

после внесения закона о бюджете на рассмотрение в ГД

Учредителем

после внесения закона о бюджете на рассмотрение в ГД

после внесения закона о бюджете на рассмотрение в ГД

Корректировка

Проекта плана

Уточнения и доведения лимитов

Уточнения и утверждения плана ФХД

уточнения и заключения соглашения/доведения средств на счет

Срок утверждения в течение 10 рабочих дней

Со дня доведения лимитов

Со дня утверждения ПФХД

Со дня утверждения ПФХД

Со дня доведения средств на счет или заключения соглашения

Структура плана-графика:

­
  • СГОЗ (справочно);
  • ­ИКЗ;
  • ­наименование и описание объекта закупки, его характеристики (ст. 33)
  • ­НМЦК (тыс. рублей)
  • ­Размер аванса (%)
  • ­Этапы оплаты (суммы планируемых платежей) на весь период
  • ­Единица измерения и код по ОКЕИ (если можно измерить)
  • ­Количество на весь период
  • ­Периодичность (ежедневно, раз в месяц и т.д./количество этапов исполнения (месяц, год)
  • ­Размер обеспечения заявки и контракта
  • ­Планируемый срок размещения извещения\заключения контракта (месяц, год)
  • ­Срок окончания исполнения контракта (месяц, год)
  • ­Способ закупки
  • ­Преимущества ст.28 и ст.29
  • ­СМП и СОНКО
  • ­Запреты, ограничения, условия допуска ст.14
  • ­Доп. требования и их обоснование
  • ­Обязательное общественное обсуждение
  • ­Информация о банковском сопровождении контракта/казначейском сопровождении контракта*
  • ­Информация об уполномоченном органе/учреждении
  • ­Информация об организаторе совместного конкурса\аукциона
  • ­Дата, содержание и обоснование изменений

Особенности составления плана-графика

Правила описания объекта закупки изложены в статье 33 закона №44-ФЗ. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  • В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
  • Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования.

Каталог товаров, работ и услуг

Обратите внимание, 1 января 2018 года вступил в силу пп. д пункта 10 пп. б п.1 3 ПП РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в ЕИС … каталога ТРУ». В описании ТРУ в соответствии с требованиями статьи 33 закона включается информация:

а) потребительские свойства и иные характеристики ТРУ, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

В каталоге появится информация:

­
  • коды, соответствующие ТРУ, согласно Российским и международным системам классификации, каталогизации;
  • ­информация о типовых контрактах, подлежащих применению.

Возникает также следующая обязанность: в плане-графике наименование и описание объекта закупки должно соответствовать позициям каталога ТРУ при наличии этого объекта в каталоге.

Если в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ. В качестве кода каталога ТРУ, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого ТРУ согласно ОКПД2.

Если в каталоге ТРУ позиция есть, а заказчик желает указать дополнительную информацию по позиции, дополнительные потребительские свойства, в т. ч. функциональные характеристики, то он обязан включить в описание ТРУ обоснование необходимости использования такой информации.

Нужно помнить, что план закупок и план-график - это два взаимосвязанных документа. В плане закупок может быть одна позиция, а в плане-графике несколько, но наоборот быть не может: нельзя технически объединить закупки из плана закупок в плане-графике.

Изменение плана-графика

Основания для изменения плана-графика:

­
  • корректировка плана-графика;
  • ­изменение объема и (или) стоимости, НМЦК;
  • ­изменение даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), этапов оплаты и (или) размера аванса и срока исполнения контракта;
  • ­отмена заказчиком закупки;
  • ­использование экономии;
  • ­выдача предписания органами контроля;
  • ­результаты обязательного общественного обсуждения;
  • ­возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика закупок было невозможно.

Важно помнить, что изменения по объекту закупки должны быть осуществлены не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения о закупке. После внесения изменений.

Расторжение, изменение контракта и план-график

Обязанность заказчика вносить изменения в план закупок и план-график при изменении или расторжении контракта законодательно не урегулирована. Однако при уменьшении цены контракта должна быть откорректирована графа «планирование платежей», чтобы высвободить средства. Если же были отозваны лимиты, то контракт необходимо расторгнуть.

Особенности заполнения формы обоснования закупки


С 1 января 2018 года вступило в силу нововведение (ПП РФ от 25.01.2017 №73), согласно которому обоснование НМЦК нужно прикладывать, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, в котором указывается объект закупки, количество и единицы измерения товаров, работ и услуг.

Возникает вопрос: Как разместить в ЕИС обоснование НМЦК в плане-графике с учетом новых правил, если есть ограничения по количеству знаков, а в спецификации несколько позиций и по каждой нужно указать единицу измерения и количество?

Пример заполнения обоснования

Наименование объекта закупки Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК, ЦКЕП методов, указанных в части 1 статьи 22 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее - Федеральный закон), а также обоснование метода определения и обоснования НМЦК, ЦКЕП, не предусмотренного ч.1 ст.22 Федерального закона Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
3 4 5 6 7 8 9
Бакалея 110 000,00 руб. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта на идентичные товары, согласно ч.2 ст.22 Закона № 44-ФЗ. - Начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с требованиями статьи 22 Закона № 44-ФЗ от и с учётом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.Расчет произведен в приложении № 1 Запрос котировок (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ) НМЦК не превышает установленный предел в 500 тыс.руб. и у заказчика имеется лимит (не более 10% от СГОЗ) на проведение запроса котировок.

Пример расчета с указанием по каждой позиции спецификации (Обоснование расчета начальной (максимальной) цены контракта на поставку продуктов питания)

Наименование товара

(работ, услуг)

цена за 1 единицу руб.

Мониторинг цен

Средняя цена единицы, руб

Цена договора, руб.,

НМЦК = V*ц

Коэффициент вариации, %

Коммерческое предложение

Организация 1

Коммерческое предложение

Коммерческое предложение i=3

1 Крупа гречневая кг 70 15,6 17,2 18 15,93 318,6 7,7
2 Крупа манная кг 15 21,50 25,00 27,00 19,50 292,5 14,3
3 Горох кг 10 15,00 20,00 22,00 19,00 190,6 18,1
4 Геркулес кг 15 15,6 17,2 18 15,93 318,6 7,7
5 Чечевица кг 10 15,00 20,00 22,00 19,00 190,6 18,1
6 И.Т.Д.

Особенности обоснования закупок

В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, обоснование закупок осуществляется в соответствии с решением врачебной комиссии.

В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Форма обоснования при формировании и утверждении плана плана-графика прилагается к плану графику закупок.

В случае внесения изменений в план закупок (план-график) изменения вносятся в соответствующие формы обоснований закупок

Административная ответственность

В КоАП предусмотрено 36 оснований для привлечения к административной ответственности, размер которой по ряду оснований зависит от размера НМЦК.


Ответы на вопросы

Возможно ли занести позицию в ПЗ на несколько ОКПД, (например, лекарственные средства), а в ПГ данную позицию разделить на отдельные закупки с разными ОКПД2? Да. Ошиблись с кодом ОКПД2, можно изменить код закупки в уже размещенной позиции плана закупок, не отменяя закупку? Так как данное поле привязано к ИКЗ, оно не исправляется. В данном случае требуется отменить данную позицию и внести ее заново с указанием правильного кода ОКПД2. Обязаны ли мы соблюдать какие-то сроки по актуализации плана закупок, если внесены изменений в ПФХД? Срок на внесение изменений в ПЗ при возникновении необходимости его корректировки законодательно не установлен. Главное скорректировать план до внесения изменений в план-график и размещения извещений (заключения контрактов). Не существует регламентированного срока между внесением изменений в показатели ПФХД учреждения и плана закупок. Не установлено также прямого административного наказания за невнесение изменений в план закупок или нарушение срока внесения таких изменений после изменения показателей ПФХД учреждения. Первая версия ПГ может содержать не все планируемые закупки? Можно ли указывать в первой редакции ПГ не все средства, предусмотренные сметой (ПФХД) (только по отдельным статьям)? Формально запрета не предусмотрено, но исходя из принципов формирования плановых документов первая редакция максимально должна содержать все закупки (должны быть «распределены» все средства). Также в основаниях внесения изменений в план закупок предусмотрены только такие, которые позволяют изменить уже размещенные закупки.

Таблица, которую нужно заполнить заказчику, состоит из 15 столбцов и выглядит так:

Как заполнить план закупок на 2019-2021 гг., отражено в ст. 13, 17 и 19 44-ФЗ, а порядок ведения изложен в ПП РФ № 552 от 05.06.2015. Документ планирования закупочной деятельности заказчика должен в себя включать:

  • идентификационный код заказа;
  • цель;
  • наименование объекта;
  • объем финансирования, выделенного на осуществление закупочной деятельности;
  • периодичность проведения процедур;
  • пояснения, при необходимости;
  • данные об общественном обсуждении, при необходимости;
  • сведения о специализированных заказах.

Ниже вы найдете пошаговое заполнение плана закупок на 2019 год. После этого его необходимо .

Отдельно необходимо отметить, что для удобства составления существуют специализированные программные комплексы. Использование таких программ позволяет безошибочно формировать документ планирования, контролировать соответствие бюджета, а также создавать различные отчеты.

Заполнение плана закупок на 2019 год: инструкция

Шаг 1. Укажите данные учреждения, а также сотрудника, который отвечает за заполнение.

Шаг 2. В первых четырех столбцах указываются порядковый номер, идентификационный номер (он формируется по правилам ст. 23 44-ФЗ, а также Приказа Минэкономразвития России № 422 от 29.06.2015), а также цель осуществления заказа (наименование мероприятия и ожидаемый результат заполняются в соответствии со ст. 13 44-ФЗ).

Шаг 3. В столбцах 5 и 6 указываются наименование объекта заказа, а также предполагаемое время публикации извещения о проведении процедуры, участия в выборе поставщика или заключения контракта с единственным поставщиком.

В столбцах с 7 по 11 отражаются данные о финансировании — общий объем финансирования, предполагаемые платежи на текущий период, а также на первый, второй годы планируемого периода и последующие периоды.

Шаг 4. В столбце 12 указываются предположительные сроки проведения закупочных процедур. Впоследствии их можно будет изменить, если возникнет такая необходимость.

В колонке 13 вписывается информация о том, есть ли специализированные виды госзакупок (п. 7 ч. 2 ст. 17 44-ФЗ). Эти данные отражаются в виде «да» или «нет».

В следующей (предпоследней) колонке приводится информация о проведении общественных обсуждений.

Наконец, в последнем столбце вписываются основания внесения изменений при наличии таковых. Этот пункт заполняется тогда, когда вносятся коррективы в документ планирования закупочной деятельности заказчика.

Если изменения были, то эта часть таблицы может быть заполнена так:

Видео: заполнение плана закупок

Заполненный план закупок на 2019 год, образец

Пример заполнения плана закупок в ЕИС

Можно ли внести изменения

Ввиду того, что заказчик планирует закупочную деятельность сразу на трехлетний срок, предусмотрена возможность внести изменения. Случаи, при которых можно это сделать, изложены в ст. 13 и 19 44-ФЗ, а также ПП РФ № 552 от 05.06.2015.

Подробную информацию и инструкцию мы приводили в статье о том, .


Top